Журнал "Системы Безопасности" № 6‘2018

S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 28 Р итейл в силу значительного количества тор- говых точек и широкого спектра предостав- ляемых товаров и услуг генерирует большое количество самых разнообразных происшествий. Ежедневно фиксируются различные конфликт- ные ситуации с клиентами, противоправные дей- ствия, производственные поломки, сбои в про- цессах, на которые подразделению безопасности приходиться круглосуточно реагировать. В розничной сети "МТС" создана система оператив- ных докладов и гибкого реагирования на происше- ствия. Сотрудники безопасности ритейла всегда в готовности выехать на место с целью минимизации рисков и управления кризисной ситуацией. Источники потерь в сотовом ритейле Проблемы в области безопасности ритейла не являются чем-то статичным, они меняются с развитием компании и зависят как от продавае- мых товаров в торговой сети, так и от степени зрелости бизнеса. На начальном периоде становления розничной сети основными проблемами для безопасности были большие собственные потери из-за недо- статочно налаженного контроля за бизнес-про- цессами со стороны безопасности. Потери возни- кали из-за больших недостач товара в магазинах, непродуманных маркетинговых акций, слабой защищенности прикладных компьютерных про- грамм, мошенничества при оформлении креди- тов, банковских продуктов и финансовых услуг. Мошенники из числа работников розничной сети, пользуясь различными недоработками в приклад- ной бухгалтерской программе для торговых точек, могли менять цену товара, "подчищать" остатки продукции, оформлять кредиты на непричастных клиентов, присваивать акционный товар, да и просто воровать товар и деньги в своем же мага- зине. Выявлялись случаи мошенничества менедж- мента при заключении договоров аренды, ремон- те, эксплуатации и обслуживании торговых точек. Пропорция ущерба от действий собственного персонала доходила до 80%. Оставшиеся 20% ущерба – это хищения товара и денег со стороны третьих лиц (витринные кражи, ночные взломы магазинов, грабежи, разбои, примене- ние различных мошеннических схем для обма- на продавцов). Что помогло снизить ущерб в разы? В процессе развития розничного бизнеса про- исходило создание локальной нормативной базы, позволяющей более жестко контролиро- вать рабочие процессы компании со стороны безопасности, изменялись платформы обслу- живания клиентов, стали более прозрачными закупочные процедуры, появились свои нара- ботки и методики в подразделениях безопасно- сти в борьбе с хищениями и коррупционными проявлениями менеджмента. Были успешно выполнены инвестиционные проекты по усиле- нию инженерно-технической укрепленности торговой сети, модернизации охранного обо- рудования и систем видеонаблюдения. Все действия в целом (и особенно усиление контрольных функций безопасности) позволи- ли снизить потери в разы, сместить пропорцию ущерба, нанесенного собственным персоналом, с 80 до 20%. Приоритетные задачи служб безопасности С развитием компании менялась организацион- но-штатная структура подразделений безопас- ности, трансформировались цели и их задачи. Наиболее актуальными направлениями работы службы безопасности в регионах являются сни- жение потерь, борьба с дилерским и банков- ским фродом, проведение расследований по различному спектру нарушений и фактам нане- сения ущерба компании, проверка контраген- тов и договоров, оценка арендных ставок, сохранность документов с персональными дан- ными клиентов, информационная безопасность абонентских баз данных, организация охраны объектов розничной сети, обслуживание систем видеонаблюдения, проведение антитеррори- стических мероприятий и задачи по ГО и ЧС. Технические решения: бюджетно, но качественно Специфика ритейла как достаточно подвижного бизнеса, в котором постоянно меняется количе- ство и расположение торговых точек, не пред- полагает использование каких-то дорогих или передовых систем безопасности. Приоритетом для нас является применение недорогого надежного унифицированного оборудования с конкретными требуемыми характеристиками. Сейчас используются стандартные решения по организации технической охраны объектов, объектовых систем видеонаблюдения, СКУД. Возможно, новым для ритейла является исполь- зование у нас простой цифровой подписи работниками для их идентификации и удален- ного подписания кадровых документов и ЛНА. Для охранно-пожарного оборудования актуальны- ми остаются возможность работы по GPRS-каналу, быстродействие формирования тревожного сигна- ла и доведение его до ПЦН за 1–2 секунды после нарушения охранного периметра, контроль и реа- гирование ПЦН на пропадание канала связи с объ- ектовым охранным оборудованием, например при применении злоумышленниками "глушилок" или отключении сетевого электропитания. Для систем видеонаблюдения ключевые требо- вания – это цифровой стандарт, качество изоб- ражения на уровне идентификации лица и бан- ковской купюры с расстояния не менее 5 м от камеры, архив записи 3–6 месяцев и возмож- ность удаленного управления настройками видеорегистратора. При выборе поставщиков охранных услуг и монтажных организаций обращается внимание не только на экономические показатели, но еще и на репутацию, надежность, готовность быстро и качественно поставлять и монтировать обору- дование в любое время суток, а также в выход- ные и праздничные дни. Перспективные проекты В данный момент на рассмотрении в компании находится создание интеллектуального видео- наблюдения. В будущем возможно интегрирование всех тех- нических средств (не только охраны, но и дру- гих) в одну общую информационную систему, позволяющую идентифицировать продажу кон- кретным работником, производить подсчет клиентов, определять "холодные" и "горячие" зоны клиентов в магазине, распознавать лица мошенников и предупреждать персонал мага- зина, автоматически выводить видеозапись на пульт центрального наблюдения охранного предприятия при срабатывании охранной сиг- нализации и многое другое. n декабрь 2018 – январь 2019 www.secuteck.ru СПЕЦПРОЕКТ РИТЕЙЛ Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru Сергей Бобуров Начальник службы безопасности Северо-Западного федерального округа розничной сети "МТС" Стратегия безопасности в сотовом ритейле: угрозы и контрмеры Cотовый ритейл имеет ряд особенностей, которые влияют на работу подразделений безопасности. Он характеризуется продажей самого широкого спектра товаров и услуг: от телефонов и сопутствующих аксессуаров до портативной техники, от сер- висного обслуживания абонентов оператора сотовой связи до банковских, страхо- вых, финансовых услуг, продажи билетов на самолет или железнодорожный транс- порт. Такая диверсификация бизнеса требует от сотрудников безопасности самой высокой квалификации, наличия опыта и знаний по направлениям экономической, информационной безопасности и защите персонала и объектов

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw