Журнал "Системы Безопасности" № 6‘2018
S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 31 В рамках статьи рассмотрим потери, которые сотрудники приносят бизнесу умышленно, комплекс мероприятий по обеспечению безопас- ности посетителей и персонала, а также методы снижения потерь в крупных торговых сетях с большими собственными складами (зонами) хранения и развитой логистической сетью. Источники потерь на разных этапах бизнеса Необходимо разделять основные объекты обес- печения безопасности (посетители и персонал) и товарно-материальные ценности (недвижи- мое имущество и оборудование торговых точек или складов хранения и реализуемые товары). По опыту работы в ритейле могу сказать, что основной процент хищений дают не посетители торговых точек, а именно персонал – 50–70% от всего объема. Хищения начинаются еще на стадии покупки площадей или аренды земли, строительства или реконструкции торговых объектов, затем идет процесс заключения дого- воров на монтаж оборудования и ввод объекта в эксплуатацию, обслуживание и поставку това- ров. Все эти этапы невозможно отследить с использованием технических средств защиты, это должна делать собственная служба безопас- ности совместно с заинтересованными струк- турными подразделениями (внутренний аудит). Потери на данных этапах могут составлять от 10 до 30% от выделенных средств, становясь прямыми потерями для бизнеса в целом. При закупке товара отпускные цены одного и того же оптового поставщика при сравнитель- но одинаковых объемах поставки в разные тор- говые сети могут отличаться на 5–120%. Разве это не потери? Сравнительный анализ объемов закупок и объемов списания конкретных опре- деленных товарных позиций тоже может свиде- тельствовать о неблагополучии дел в подразде- лениях, отвечающих за закупки. Качество приемки и хранения товаров – еще одна из множества причин сверхнормативных потерь. Например, в свое время в одной из крупных торговых сетей путем анализа был выявлен факт систематической поставки мясо- молочной продукции завышенной влажности. Потери по всей торговой сети составляли до 15% за неделю только по этой позиции, а их сотни и тысячи. Все приведенные выше примеры говорят о необходимости плотной работы службы без- опасности с подразделениями внутреннего аудита. Причем на данном этапе нет необходи- мости применять технические средства, но потери уже можно снизить примерно на 10–15%. Технические инструменты для снижения потерь Основную роль в снижении потерь в ритейле играет качественная система видеонаблюдения, разделенная на подзоны: l административно-служебную; l зону разгрузки; l зону хранения; l торговый зал; l кассы; l прилегающую территорию и входную зону. Зона хранения и торговый зал могут быть инте- ресны не только сотрудникам службы безопас- ности, но и лицам, отвечающим за выкладку и реализацию товаров. На камерах у касс обязательно должно быть установлено программное обеспечение кассо- вого контроля. При проведении тендеров в одной из торговых сетей в Москве (с тесто- выми испытаниями оборудования и ПО на месте) из магазина за месяц уволились три смены кассиров в пол- ном составе, тем самым подтвердив эффектив- ность такой системы. Внедрение противо- кражного оборудования целесообразно только для некоторых типов и групп товаров, начиная с определенного цено- вого сегмента. Это обязательно нужно учитывать при принятии решения о его установке. В административно-служебной зоне необходи- мо использование качественной СКУД, которая позволяет вести учет рабочего времени и конт- ролировать передвижение персонала в рабочее время, одновременно отсекая посторонних лиц. Желательно, чтобы такая система была синхро- низирована с системой видеонаблюдения. Отдельными зонами нужно закрывать сервер- ную и финансовый блок. На охранно-пожарной сигнализации в торговых центрах останавливаться не будем, так как они монтируются во всех торговых центрах и задачи у них схожие – обеспечение безопасности посе- тителей, персонала и сохранность торгово- материальных ценностей. Обучение сотрудников службы безопасности и охраны Все технические средства необходимо правильно эксплуатировать, а это требует организации целой программы обучения для сотрудников службы без- опасности и подразделений охраны. Лучше всего иметь собственный учебный центр для структур безопасности. Привлечение для охраны магазинов и торговых центров сторонних ЧОО не всегда эффективно в связи с невозможностью организа- ции качественного обучения и частой ротацией кадров. Гораздо эффективнее использовать собст- венные созданные для этих целей ЧОО и работать с ними на договорной основе, привлекая их сотрудников для проведения внутренних инвента- ризаций и материально заинтересовать их в конеч- ном результате. Успешные примеры уже имеются. Мотивация и ответственность Один из ключевых принципов борьбы с потеря- ми – мотивация самого персонала. Но она должна быть именно адресная, а ответствен- ность – персонализированная, а не коллектив- ная. Сам принцип коллективной материальной ответственности позволяет недобросовестным сотрудникам осуществлять хищения практиче- ски безнаказанно, так как удержание процента от их заработной платы с лихвой покрывается сворованным товаром или иным путем. Самое опасное в данной ситуации – образование организованных групп внутри компании, осу- ществляющих хищения. Это направление рас- крывается только путем индивидуальной вдум- чивой работы службы безопасности с персона- лом и качественного анализа еще на стадии изучения кандидатов при найме. n www.secuteck.ru декабрь 2018 – январь 2019 СПЕЦПРОЕКТ РИТЕЙЛ Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru Михаил Назаров Учредитель ООО "Форпост-КСБ" Как снизить потери со стороны персонала в ритейле? Торговые сети и отдельные торговые точки зачастую несут сверхнормативные потери. Происходит это по разным причинам, но практика показывает, что основные пробле- мы и потери бизнеса связаны с персоналом. Какие действия и средства помогут сни- зить потери и оптимизировать затраты на безопасность? Для этого необходимо пра- вильно оценить потери и затраты, планируемые на борьбу с ними, а затем разраба- тывать политику обеспечения безопасности и снижения потерь в бизнесе www.forgestaff.com
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw