Журнал "Системы Безопасности" № 6‘2018

ческие решения уже не могли убедить людей ими пользоваться, так как нужно было следовать кон- кретным инструкциям. К примеру, кухонный робот, созданный в начале 1960-х гг., был настолько большим и дорогим (около 10 тыс. долларов), что его невозможно было продать. В итоге компания-производитель обанкротилась. С первым Sony Walkman началась следующая "волна" удобства. В то время уже было много передовых технических решений, но почти не было программного обеспечения. Поэтому сле- дующим этапом стало развитие технологий с большой составляющей ПО: онлайн-музыка, Apple iTunes, WhatsApp и т.д. При этом удобство не означает что-то бесплатное. Люди готовы за это платить большие деньги. Основные элементы Если вовремя не среагировать на происходящие изменения, это может привести бизнес к необратимым последствиям. Впечатляющим примером последних 15 лет является компания Kodak. Цифровая фотография была придумана в ней, однако менеджмент пропустил главный момент, когда нужно было выйти с этим про- дуктом на рынок. DVD-вендоры, особенно в США, попали в очень похожую ситуацию: они оптимизировали все процессы, организовали очень быструю достав- ку, но в итоге их заменили стриминговые сер- висы. Они потеряли своих клиентов и обанкро- тились. Если рассмотреть структуру мировых бизнес- систем в процессе становления и развития, то их можно разделить на следующие типы: 1. Старые, или аналоговые. В них есть произво- дитель, потребитель, но нет реальной обратной связи от пользователя, его контактов и инфор- мации о том, как он использует продукт. 2. Современные, или аналогово-цифровые. Подразумевают более близкие связи между про- изводителем и поставщиком и периодическое использование обратной связи от потребителя. 3. Будущие, или цифровые. Для них характерны более тесная связь с потребителем, наличие внешних разработчиков и постоянный контакт с продуктом. Другими словами, в центре такой системы находятся сервисы, которые связаны со всеми остальными элементами: разработчика- ми, партнерами, подключенными вещами и потребителями. Таким образом, главные элементы цифровиза- ции – это: l далеко идущая стратегия; l гибкость; l инновационные продукты; l лидерство; l люди и культура. Ключевой вопрос в том, на каком из этих эле- ментов нужно сфокусироваться компании в первую очередь во время трансформации. Сложности крупных компаний Определенные трудности в процессе цифрови- зации испытывают крупные компании. Причина в том, что они уже имеют частично оптимизи- рованные производства и административные процессы, коммуникацию с потребителями, схемы закупок и сеть поставщиков. Использо- вание разного типа ПО для различных процес- сов внутри компаний также мешает быстрым изменениям. Их типичный аргумент в данном случае: "Все работает и все довольны, зачем что-то менять?" Другое препятствие связано со взглядом Евро- пы, в которой живы старые традиции, на циф- ровизацию. Слишком консервативный ментали- тет приводит к тому, что в Германии только появляется возможность оплачивать покупки с помощью смартфона, а в Африке это уже можно использовать. Успешная реализация Одним из самых интересных с точки зрения цифровизации является мобильный рынок. Удобная мобильность – мечта всех и каждого, так как перемещение из одного места в другое часто занимает огромное количество времени, особенно в мегаполисах. Наиболее целесообразным видится переход от индивидуального вождения к автономному. Однако помимо технических вызовов это повлечет за собой вызовы, связанные со взаи- модействием человека и автомобиля. Основной вопрос в том, готовы ли мы передать автоном- ным системам ответственность за принятие решений на дорогах. Ведь при автономном вождении будут соблюдаться определенные правила, а человек может им не следовать, и это способно привести к сложным ситуациям. Есть множество успешно реализованных приме- ров цифровизации в различных сферах, кото- рые помогают улучшить жизнь: 1. Умный автомобиль. Доступ к нему можно получать без физического ключа, а с помощью цифрового на смартфоне, что не требует дей- ствий со стороны владельца. Управление может быть организовано через приложение на смарт- фоне, которое позволяет открыть машину, оста- новить ее и др. 2. Умное сельское хозяйство. Как правило, борьба с сорняками осуществляется с помощью химических жидкостей разных типов, когда агент непрерывно распыляется по всем расте- ниям, что неблагоприятно для окружающей среды. Умное распыление позволяет проводить процедуру локально и даже точечно. 3. Умный дом. С помощью смартфона можно контролировать систему отопления в доме и организовать в целом более комфортное про- живание за счет связи с сенсорами. К чему привела цифровизация? В качестве резюме можно сказать, что цифро- визация уже преобразила современный мир и в перспективе изменения будут еще более значительными. Цифровизация – сложный процесс, и он под- нимает сложные темы для обсуждения. Ниже – пять из них: l творческое разрушение стало более разруши- тельным; l возвращение индивидуальности в мир товаров; l Интернет изменил общество менее фунда- ментально, чем ожидалось; l цифровизация ведет к еще большему нера- венству; l цифровизация снижает объем теневой эконо- мики. n www.secuteck.ru декабрь 2018 – январь 2019 ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ: AI, IOT, УМНЫЙ ГОРОД A L L - O V E R - I P 61 Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru Элементы IoT-экосистемы Цифровизация – что это на самом деле? Руководитель офиса исследований и технологий Bosch, работающего 10 лет в Санкт- Петербурге и пять лет в Москве, провел среди представителей разных компаний опрос с одним-единственным вопросом: что для вас значит цифровизация? Разнооб- разие ответов показало отсутствие единого взгляда на этот основополагающий про- цесс трансформации. А практика подтверждает: сложно достичь цели, если ее невозможно определить. Что же такое цифровизация на самом деле и как компания может ее провести?

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw