Журнал "Системы Безопасности" № 6‘2018

С И С Т Е М Ы К О Н Т Р О Л Я И У П Р А В Л Е Н И Я Д О С Т У П О М 71 лишь считать данные прямо с карты в момент прохода пользователя, сравнить их с данными в своей памяти и на основании этого сравне- ния принять решение. Пользователи будут сами приносить свою матрицу доступа! Эта технология передачи информации через карту получила название Data-on-Card (данные на карте). Часть оставшихся функций магистрали также можно переложить на карту, учитывая ее осо- бенности. Так, открыть дверь удаленно по жела- нию оператора с помощью карты, конечно, не удастся, а вот записать на карту историю про- ходов по ней и передать эту информацию в момент очередного прохода пользователя через контрольную точку (шлюз) вполне можно. Конечно, существуют функции магистрали СКУД, которые на карту переложить никак не удастся, и прежде всего это удаленный конт- роль и управление точкой доступа. Перевод "обвязки" в беспроводной режим Любому специалисту СКУД известна проблема "последнего метра" – сложности, которые воз- никают при подключении периферии к конт- роллеру. Большинство инсталляторов неодно- кратно сталкивались с ситуацией, когда под- ключить считыватель и замок на дверь какого- нибудь кабинета к контроллеру СКУД сложнее и дороже, чем прокинуть по зданию сотню-дру- гую метров магистрали от этого же контроллера к серверу СКУД. В отличие от магистрали здесь нет устоявшихся стандартов и протоколов, по которым вся эта периферия подключается к контроллеру. Точ- нее, они, конечно, есть, но их много, и боль- шинство из них не имеет никаких беспроводных аналогов. Поэтому единственный способ реше- ния проблемы – свести длину кабеля для под- ключения "обвязки" к контроллеру к нулю! То есть комплект оборудования, куда входят конт- роллер, считыватель, датчик положения, испол- нительное устройство (например, замок) и т. д., должен превратиться в единое устройство – электронный замок. Провода "извне" к нему не подводятся, несколько сантиметров провода внутри самой конструкции замка мы учитывать не будем. И вот тут возникает следующая про- блема… Что делать с питанием? Считается, что даже если СКУД использует бес- проводные каналы передачи данных и всю "обвязку" мы совместили с контроллером, все равно ко всем точкам доступа надо подвести питание, поэтому СКУД не будет полностью бес- проводной. Это не так. Единственная из известных на сего- дня беспроводных альтернатив – это батареи или аккумуляторы. Если мы хотим сделать бес- проводную СКУД комфортной не только для монтажников, но еще и для обслуживающих ее специалистов, эти источники питания должны проработать без подзарядки или замены хотя бы пару лет. Когда мы рассматривали возможные беспро- водные технологии, то в основном говорили о Wi-Fi как о единственно подходящей. По вопро- су обеспечения питания точки доступа необхо- димо еще раз провести "конкурс технологий". Основное условие нового конкурса – мини- мальное энергопотребление. И здесь Wi-Fi про- игрывает по всем статьям. Даже без учета исполнительного устройства точка доступа с беспроводным адаптером Wi-Fi будет разря- жать батареи очень быстро. Наиболее интерес- ной в этом случае оказывается технология бес- проводной передачи данных ZigBee. ZigBee против Wi-Fi К основным преимуществам ZigBee относятся очень низкое потребление энергии, невысокие скорости передачи информации и большие объемы потери пакетов (что обеспечивает устойчивость сети даже при большом уровне помех). Разработчиком ZigBee выступил альянс компа- ний (Mitsubishi Electric, Motorola, Philips и др.), этот стандарт описывает беспроводные персо- нальные вычислительные сети (WPAN – Wireless Personal Area Network). ZigBee – это набор про- токолов высокого сетевого уровня, использую- щих радиопередатчики, основанные на стан- дарте IEEE 802.15.4. IEEE 802.15.4 – стандарт, который определяет физический слой и управление доступом к среде для беспроводных персональных сетей с низким уровнем скорости. Название ZigBee появилось как комбинация от Zig-Zag (зиг-заг) и Вее (пчела), поскольку топо- логия сети предполагает возможность передачи информации по траектории, подобной зигзаго- образному полету пчелы от цветка к цветку. Технология ZigBee нацелена на приложения, которым требуется большее время автономной работы от батарей и большая безопасность. По отдельности ни решение "данные на карте", ни беспроводная сеть IEEE не способны предо- ставить разработчикам реальную беспроводную альтернативу проводной магистрали СКУД. Только их объединение позволяет полноценно реализовать все требуемые функции без прово- дов. На данный момент очень сложно гарантиро- вать, что ZigBee займет весь рынок СКУД. Неко- торые предпосылки для этого есть, да и список имен компаний-основателей альянса более чем солидный. Перспективные сценарии Сегодня беспроводных СКУД существует всего несколько, и все они импортного происхожде- ния. Многие компании проводили оценку эффективности внедрения беспроводных тех- нологий в существующие системы, поэтому ими рассматривался вопрос перевода в беспровод- ное состояние исключительно магистральных линий, а не всей СКУД. Возможно, через какое-то время от проводных СКУД откажутся совсем, но мне кажется, что такое вряд ли случится. Скорее всего, СКУД, работающие "по воздуху", найдут свою нишу, где с ними не смогут конкурировать другие тех- нологии. И как только это случится, появится достаточно большое предложение и на этом рынке. Гораздо более реальный сценарий – появление беспроводных интегрированных систем без- опасности. Конечно, видео по технологии Zig- Bee вряд ли будет передаваться. Но беспровод- ная магистраль, развернутая для СКУД, вполне пригодна для систем охранно-пожарной сигна- лизации, учета рабочего времени и некоторых других. n www.secuteck.ru декабрь 2018 – январь 2019 dormakaba – системы контроля доступа Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru Структурная схема беспроводной онлайн-системы

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw