Журнал "Системы Безопасности" № 6‘2018

В И Д Е О Н А Б Л Ю Д Е Н И Е 78 У словно источники потерь на торговой точке (или на складе, хабе, РЦ) можно разделить на следующие: 1) мошенничество клиентов; 2) мошенничество сотрудников; 3) халатность или невыполнение должностных инструкций; 4) потери от снижения лояльности покупателей. В данной статье мы постараемся рассмотреть основные точки потерь и способы их уменьше- ния. Предлагаю совершить путешествие по мага- зину, отметить главные зоны рисков и способы их сокращения средствами видеоаналитики. Дебаркадер Путь товара в магазине начинается с приемки на склад – на дебаркадере, иногда прямо в тор- говом зале. Сотрудники обязаны пересчитать пришедший товар, свериться с документами и зафиксировать поступление. Именно здесь про- исходит много списаний товаров принимающи- ми сотрудниками, корректировок приходов, особенно в FMCG-секторе. Обычно причиной указывается некомплектность, порча, вскрытая упаковка, недостача товара при сравнении с документами. На этом этапе может помочь модуль контроля приемки в системе видеонаблюдения . Функционально это ПО, синхронизирующее видеоизображение с камеры над местом, где происходит приемка, с данными учетной про- граммы торговой точки. В системе видеонаблю- дения фиксируются все манипуляции, произво- димые сотрудниками с помощью терминалов сбора данных (ТСД) при приемке. По итогам работы можно анализировать, у кого из сотруд- ников сколько списаний, редактирований и отмен, при этом получая видеоподтвержде- ние каждому событию. Наиболее подозритель- ные сцены могут выделяться в инциденты с уве- домлением вышестоящих лиц. Подсобные помещения В продовольственном ритейле во время хране- ния товаров в подсобных помещениях и на складах часто происходят случаи, когда сотруд- ники употребляют продукты прямо на местах. Обычная система видеонаблюдения с пол- ным покрытием, без слепых зон, снижает дан- ный показатель до минимума: под видеокаме- рами люди не готовы нарушать правила. Обя- зательно предусматривается наблюдение за холодильными камерами. Относительно новый вид мошенничества связан с управлением персоналом на местах и требует особенного внимания: на работу выходит мень- шее количество людей, чем числится в ведомо- сти и выделяется окладов из центра. Основная задача в таких случаях – четко отсле- живать наличие сотрудников на рабочих местах в течение рабочего времени. Обычно для ее решения внедрялся контроль доступа через био- метрию, но практика показывает, что "пальцы" могут не соответствовать реальному сотруднику. Карточки СКУД легко передаются из рук в руки. Выходом из данной ситуации является распо- знавание лиц сотрудников на протяжении рабочего дня. Как правило, такие системы под- разумевают интеграцию с календарем смен и базой персонала компании. Модуль распозна- вания лиц в подсобных помещениях работает при условии, что сотрудники должны попадать в поле зрения не менее Х раз, что является под- тверждением рабочего дня. Следуя заданной логике, система создает тревожный инцидент, если кто-то из сотрудников "теряется". Торговый зал Наиважнейшее значение для снижения недопо- лученной выручки приобретают модули конт- роля наполненности полок . Продвинутые версии программного обеспечения позволяют распознавать каждую единицу товара, стоящего на полке, сравнивать с планограммой, учиты- вать наличие остатков на складах и уведомлять ответственных лиц о необходимости выкладки товаров на полку. Минусом такого подхода являются жесткие требования к установке декабрь 2018 – январь 2019 www.secuteck.ru Иван Щербаков Руководитель проектного отдела компании DSSL Видеоаналитика как фундамент противостояния мошенничеству в ритейле Каждый ритейлер для повышения эффективности бизнеса стремится снизить неуста- новленные потери, которые являются постоянной статьей расходов независимо от вида торговли. Их сокращение зачастую включается в KPI руководителей торговых точек, менеджеров систем безопасности и других ответственных сотрудников. Системы видеонаблюдения и видеоаналитики помогают выявлять причины таких потерь, тем самым позволяя контролировать их и избегать в будущем О сновная задача видеонаблюде- ния на предприятиях торговли – обнару- жение фактов воровства товара. Следить приходится как за покупателями, так и за собственны- ми сотрудниками. "Охота" за злоумыш- ленником начинается с входной группы. Уже сей- час на крупных объектах можно увидеть вполне рабочую систему распознавания лиц со значи- тельной, пополняемой базой данных проблем- ных посетителей. В ней есть не только крими- нальные личности с отметками "вор", "мошен- ник", но и не имеющие отношения к уголовному кодексу проблемные покупатели и т.д. Таким образом, можно заранее предупредить сотруд- ников охраны о появлении в торгово-развлека- тельном центре потенциально опасного человека. Следующий рубеж "обороны" – непосредственно полки с товаром и, наконец, кассовая линия. Интеграция с кассовым аппаратом позволяет пресечь большую часть выносов товара без оплаты по сговору с кассирами. Системы видеонаблюдения в ритейле служат не только целям безопасности. Они весьма вос- требованы также службами маркетинга и раз- вития. Такой незатейливый инструмент, как счетчик людей, позволяет оценить проходи- мость точки в целом и у прилавка в частности, вывести зависимость потока посетителей от времени, дней недели, сезона, выкладки того или иного товара, а также соотнести количе- ство посетителей и реальных покупателей, точно рассчитать стоимость аренды конкретно- го павильона (полки) и т.п. Еще более ценным инструментом может стать программа, опреде- ляющая пол и возраст покупателя. Теоретиче- ское упражнение маркетолога "создай портрет потребителя" получает объективное практиче- ское подтверждение. "Тепловые карты" актив- ности покупателей показывают наиболее инте- ресные товары и вместе с детектором напол- ненности полок помогают выложить их опти- мально. Детектор очереди позволяет эффек- тивно использовать имеющийся штат кассиров и привлекать именно то их количество, которое нужно в данный момент. Детектор присутствия сотрудника на рабочем месте обеспечивает объективный контроль за персоналом. Таким образом, видеоаналитика в ритейле спо- собствует пониманию руководством причин эффективной или неэффективной работы тор- говой точки на основе объективных и доказа- тельных данных. Михаил Арсентьев Редактор раздела "Видеонаблюдение", коммерческий директор ООО "Артсек" КОЛОНКА РЕДАКТОРА Видеонаблюдение для ритейла

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw