Журнал "Системы безопасности" #6, 2019

Н а заре становления систем видеонаблюде- ния видеокамера 150–200 ТВЛ считалась безумно высокотехнологичной, а вся система реализовывалась по следующему принципу: 1. Устанавливались аналоговые камеры, у кото- рых даже с компенсацией задней засветки была проблема. 2. Ставили квадратер, который позволял объ- единять сигнал с нескольких видеокамер при выводе на монитор. 3. Для записи использовался магнитофон. Ни о какой потоковой записи не могло идти и речи. Стандартные 25 кадров делились между всеми видеокамерами, а слово "видеоаналитика" счи- талось ругательством. Стоимость профессио- нального видеомагнитофона составляла несколько тысяч долларов, при том что в сере- дине 1990-х гг. на 100 долларов человек мог достаточно безбедно жить месяц. Было – стало Стоимость системы видеонаблюдения в про- шлом была сопоставима со стоимостью систе- мы машинного зрения сейчас. Но заказчики шли на эти траты. Возникает вопрос: почему? Ответ кроется в следующем: 1. Экономическая составляющая. В свое время был проведен статистический анализ, который показывал, что установка в магазине даже муляжа видеокамеры снижала вероятность краж примерно на 60%. Были также выкладки по снижению количества других противоправ- ных действий и т.д. 2. Техническая сторона. От СССР нам досталась нормативная база по проектированию систем видеонаблюдения. Адаптировав ее к новым техническим возможностям, мы получили достаточно универсальный механизм, описы- вающий проектирование, монтаж и эксплуата- цию систем. 3. Консалтинг. Исходя из пунктов 1 и 2, можно было проанализировать, почему одна предло- женная система больше отвечает требованиям и задачам конкретного пользователя, чем другая. К сожалению, таких четких обоснований для машинного зрения нет. "Трудные" заказчики Сложно показать заказчику его выгоду от внед- рения машинного зрения. Если в штате есть спе- циалист высокого уровня доверия и фанат новых технологий, который будет продавливать эту тему, то, возможно, дойдет хотя бы до ста- дии проектирования системы. Но пока чаще всего приходится сталкиваться с такими фраза- ми: "Где еще внедряли?", "Это не наш сегмент рынка", "Когда обкатаете систему, тогда и при- ходите". Из-за агрессивной рекламы и того, что многие производители позиционируют машинное зре- ние как универсальное решение, заказчики и проектировщики уверовали в систему машинно- го зрения как в панацею. Столкнувшись с реаль- ными ограничениями, они из энтузиастов пере- квалифицировались в яростных противников. Потребителей отпугивает стоимость внедрения, учитывая, что им придется выложить крупную сумму здесь и сейчас, а экономический эффект непонятен. Чтобы его понять, необходимо про- вести технико-экономическое обоснование, а это опять деньги с неизвестным результатом. Поскольку поставщик оборудования – лицо заинтересованное, его экспертная оценка может приниматься только для справки. В итоге заказ- чику проще отказаться от внедрения, чем рис- ковать деньгами. В проектной жизни это может выглядеть сле- дующим образом. Например, есть цех по про- изводству полуфабрикатов, представляющих собой полупрозрачные брикеты массой 20 кг каждый. Из-за несовершенства технологии про- изводства в них могут быть различные шлако- вые вкрапления. Обычно на линии стоит чело- век и вручную вырезает этот брак. Казалось бы, вот она, точка внедрения. Но экономически обосновать установку робота с машинным зре- нием невозможно, так как необходимо сделать нормальное ТЭО, а заказчику проще и дешевле оставить все как есть. Отсутствие элементарной нормативной базы Внедрению систем машинного зрения очень сильно препятствует отсутствие нормативной базы. Что относить к машинному зрению? Подходят ли под это определение системы, считывающие QR-код? А системы, распознающие объект? Практически во все видеокамеры добавлена расширенная аналитика, они имеют возмож- ность распознавать пересечение границы, втор- жение в область, автомобильные номера и пр. Можно ли их отнести к машинному зрению? Складывается примерно такая же ситуация, как когда-то с умным домом. Под маркетинговое определение умного дома подходило оснаще- ние деревенского туалета датчиком присутствия нажимного принципа действия. В Википедии дается такое определение: "Машинное зрение – это применение компью- терного зрения для промышленности и про- изводства. В то время как компьютерное зре- ние – это общий набор методов, позволяющих компьютерам видеть, областью интереса машинного зрения как инженерного направ- ления являются цифровые устройства ввода- вывода и компьютерные сети, предназначен- ные для контроля производственного обору- дования, такие как роботы-манипуляторы или аппараты для извлечения бракованной про- дукции". Вы чего-нибудь поняли? По-моему, это набор умных фраз, мало характеризующий систему. Тем не менее многие производители разделяют ком- пьютерное и машинное зрение, давая простран- ные описания, чаще всего притянутые за уши. При прохождении экспертизы эксперт вынуж- ден применять такие же требования, как для обычного видеонаблюдения, и руководство- декабрь 2019 – январь 2020 www.secuteck.ru МАШИННОЕ ЗРЕНИЕ В И Д Е О Н А Б Л Ю Д Е Н И Е 102 Михаил Корчагин Генеральный директор ООО "Интегрируемые технологии" Составные части машинного зрения Почему машинное зрение – это круто, но еще не все это поняли Машинное зрение – это уникальная и прорывная технология, позволяющая заменить наблюдателя в самых различных рутинных процессах. Однако, несмотря на все свои достоинства, она пока не шагает по стране семимильными шагами. На это есть несколько серьезных внешних причин

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw