Журнал "Системы безопасности" #6, 2019

К О М П Л Е К С Н А Я Б Е З О П А С Н О С Т Ь , П Е Р И М Е Т Р О В Ы Е С И С Т Е М Ы 112 К омплексная система безопасности (КСБ) – сложная организационно-техническая система, выполняющая функции обеспечения безопасности производственного объекта, исходя из установленных показателей и усло- вий защищенности, и обладающая определен- ной надежностью. Требования к надежности представляют собой группу свойств, полностью определяющих уровень пригодности оборудо- вания для использования по прямому предна- значению, в рамках которого оно способно выполнять все заданные функции при условии сохранения эксплуатационных характеристик в течение конкретного периода времени или количества наработок. Одним из критериев оценки надежности (в дополнение к долговечности и безотказно- сти), максимально влияющим на стабильность и производительность каждого образца обору- дования и системы в целом, является ремонто- пригодность. В интерпретации ГОСТ 27.002–2015 ремонто- пригодность КСБ – приспособленность системы (помимо обнаружения причин возникновения отказов/повреждений) к поддержанию и вос- становлению работоспособного состояния путем технического обслуживания и ремонта. Пригодность к выполнению ремонта опреде- ляется эксплуатационной и ремонтной техноло- гичностью конструкции системы и оценивается, исходя из достаточных затрат времени и денеж- ных средств, которые необходимо потратить на полную ликвидацию отказов. Базовые киты ремонтопригодности Ремонтопригодность системы безопасности базируется на основе: 1) качества проектных решений; 2) правильного выбора элементной базы и рас- ходных материалов на первом этапе; 3) аккуратного монтажа; 4) грамотного и тщательного конфигурирова- ния (программирования) аппаратных средств во время пусконаладочных работ. На стадиях разработки конструкторской (рабо- чей) документации в момент подготовки обоснования безопасности на промышленных объектах, при выборе оптимального или допу- стимого с эксплуатационной точки зрения про- ектного решения и оценивается (обеспечивает- ся) ремонтопригодность системы безопасности. Существенное место в данном процессе зани- мает квалифицированный входной контроль и испытание входящих в состав разработанной комплексной системы функциональных подси- стем, удобство их монтажа, практичность досту- па к отдельным деталям для диагностики и ремонта, а также эргономичность процесса сер- висного обслуживания и общая приспособлен- ность средств системы к диагностированию тех- нических повреждений и неисправностей. Оценка конструктивно- технологических свойств системы при выработке проектных решений На этапе разработки технического задания и последующего проектирования оценка требуе- мых характеристик разрабатываемой системы производится путем проверки и последующего анализа показателей, влияющих на итоговые характеристики ремонтопригодности (габари- ты, масса, температурный режим, потребляе- мая мощность и т.д.), а также поэтапного ана- лиза операций, проводимых во время планово- го обслуживания и ремонта. Подобная оценка определяет рациональную последовательность необходимых проверочных операций и изме- ряемых показателей и позволяет в конечном счете вычислить суммарную стоимость, необхо- димую для реализации качественного ремонта и обслуживания конкретного устройства. Н а практике часто бывают слу- чаи работы по проектам, выпол- ненным формально, без тщатель- ного изучения объекта, в результа- те чего были приняты решения, не соответствующие реальным архи- тектурным особенностям. Это при- водит к необходимости вносить изменения в проекты в процессе выполнения монтажных работ, что ухудшает ремонтопригодность системы и, разумеется, сказыва- ется на общих капиталозатратах В процессе разработки КСБ для управления формированием эксплуатационной технологич- ности конструкции системы производится учет и оценка факторов, оказывающих влияние на ее приспособленность к выполнению функцио- нала в заданных условиях эксплуатации, и сте- пень соответствия выработанного конструктива требованиям технического задания. К таким факторам можно отнести: l контролепригодность (возможность быстрого и необходимого контроля технического состояния устройств); l доступность в плане регулярного обслужива- ния (легкость разборки и извлечения отдель- ных элементов); l взаимозаменяемость (включая уровень систе- мы обеспечения запасными частями и воз- можность интеграции вводимых элементов системы без существенного расширения номенклатуры средств и системы в целом); декабрь 2019 – январь 2020 www.secuteck.ru Александр Некрасов Главный инженер проектов ЗАО "МФ МХО Интератомэнерго" (ГК "Траскон") Эффективность и надежность функционирования КБС зависит от правильности и грамотности выполнения установочных и пусконаладочных работ Восстановлению подлежит! Ремонт КСБ производственного объекта в случае аварий, отказов и неисправностей Ужесточение нормативных требований в области промышленной безопасности и естественное стремление владельцев предприятий к минимизации возможного ущерба ввиду аварии или иных неприятных инцидентов на объектах становятся сти- мулом к реализации комплексного подхода в части управления промышленной без- опасностью www.listelist.com

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw