Журнал "Системы безопасности" #6, 2019
S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 28 Э лектронная коммерция (е-сommerce) является одним из признаков современного мира. В прошлом году российский рынок элек- тронной коммерции составил порядка 590 млн заказов. Около 60% из них наши сограждане делали за границей и 40% – в отечественных интернет-магазинах. Получается, что при насе- лении в 146 млн человек на каждого жителя страны приходиться в среднем четыре заказа е-сommerce. Для сравнения: на Украине этот показатель чуть больше четырех, в Китае – 25, Японии – около 30. Передовики электронной коммерции – Южная Корея, США, Великобри- тания, где приходится около 100 покупок на человека. То есть сегодня отечественный рынок e-commer- ce – это больше разговоров, чем он есть на самом деле. В сравнении: российский рынок электронной торговли примерно равен сово- купному обороту сети магазинов "Магнит", а ведь это только небольшая часть традицион- ного ритейла. Так что нам есть куда расти. Рынок перспективный. Беда в том, что перспективным он остается уже долгое время и недостаточно интенсивно раз- вивается. Мы ведем статистику дистанционной торговли с конца 90-х гг., когда еще не было электронной коммерции, товары выписывались по каталогам и доставлялись почтой. Так вот, в то время дистанционная торговля оценива- лась в 2% от всех розничных продаж. С тех пор мы выросли всего вдвое, только 4% товаров в России приобретается дистанционно. И это при значительном росте и достаточно высоком уровне развития электронных сетей – по покры- тию Интернетом и количеству пользователей мы чуть ли не мировые лидеры. Рассмотрим причины такой ситуации в элек- тронной торговле. Зарегулированность отрасли Я считаю гениальным указ президента Бориса Ельцина "О свободе торговли", который был подписан 29 января 1992 г. Он поместился на половине странички формата А4. Этот документ легализовал предпринимательство и всколых- нул активность населения. Суть его была в том, что торговать было разрешено всем и везде за исключением узкого круга товаров, таких как оружие, наркотики и пр. И страна сразу стала производить и продавать. Начал расцветать малый и средний бизнес. Затем этот указ стал обрастать различными пра- вилами и законами, которые на сегодняшний день свели на нет его достижения. Приведу такой пример. Я родом из Минераль- ных Вод и сам раньше занимался предприни- мательством. Налоговая инспекция в нашем городке тогда состояла из четырех человек, которые размещались в одном маленьком кабинете. При этом в городе работало несколь- ко десятков заводов и практически в каждом дворе что-то производилось. Сейчас осталось два завода, число предпринимателей значи- тельно сократилось, при этом налоговая инспекция занимает здание в три этажа. Малое и среднее предпринимательство – осно- ва экономики, а у нас оно не развивается из-за регламентационных надстроек. Несовершенство закона о персональных данных Наша ассоциация была единственной неком- мерческой организацией, которая курировала разработку закона "О персональных данных". Нам удалось "протолкнуть" некоторые умные вещи, и, к счастью, закон получился лучше, чем можно было ожидать. Ситуация была очень сложной, у законотворцев было слабое пони- мание предмета регулирования, но взятые стра- ной обязательства требовали принятия такого закона. Мы даже были вынуждены привлечь еврокоммисара, который встречался с депута- тами, председателями комитетов и разъяснял, в чем суть. Например, предлагалось создать единую базу персональных данных всех жите- лей России, и во многом благодаря участию Русской православной церкви удалось избежать этого реестра. Мы часто слышим про европейское законода- тельство, про необходимость ужесточения рос- сийского законодательства о персональных данных по образу и подобию ЕС, но, к сожале- нию, у нас в стране крайне мало людей, кото- рые вникли в суть европейского законодатель- ства. Так в чем же секрет, почему у них это рабо- тает и не мешает сохранять баланс интересов потребителя, бизнеса и государства, а у нас за 15 лет так и не сформировалось начальное понимание? Есть несколько категорий персональных дан- ных: основные, специальные, биометрические. В этой классификации мы схожи с европейски- ми странами. А в остальном расходимся. Кон- кретнее – в режимах, при которых разрешается обработка персональных данных той или иной категории. В Европе их два: opt-in и opt-out, а у нас только один. То, что мы у себя называем персональны- ми данными, у них делится на личные данные, обработка которых разрешается в режиме отсутствия возражения (opt-out), и персональ- ные – чувствительные данные, характеризую- щие человека, обработка которых в привязке к личным возможна только при наличии согласия (opt-in); в этой части наше законодательство похоже на европейское. ФИО, дата рождения, адрес места жительства и другие данные, кото- рые позволяют идентифицировать человека, но никак его не характеризуют, – это открытая информация, и она позволяет людям и бизнесу общаться и коммуницировать. Возьмем опыт декабрь 2019 – январь 2020 www.secuteck.ru СПЕЦПРОЕКТ РИТЕЙЛ Михаил Яценко Исполнительный директор e-сommerce Russia Association (Национальная ассоциация дистанционной торговли, НАДТ) Закон о персональных данных тормозит развитие e-сommerce в России В изменяющемся мире торговля одной из первых сталкивается с новыми вызовами и требованиями. Грядет эра, когда главенствующую роль займут технологии Big Data, искусственный интеллект, роботизация, автоматизация и др. Как адаптируется к новым вызовам ритейл? Что помогает и что тормозит отрасль на этом пути? www.data.si
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw