Журнал "Системы безопасности" #6, 2019

S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 29 Германии, где закон о персональных данных работает с 1970 г., механизм отлажен и есть чему поучиться. Например, я немецкий пред- приниматель и выпустил какие-то запчасти или сувениры для мерседесов. Как мне их продать, где найти покупателей? Самый простой путь – обратиться в местную полицию, где мне легаль- но продадут базу владельцев мерседесов. Но! В этой базе не будет указано, какого года выпуска машина, какой у нее цвет, имеются ли царапины и пр. Это уже дополнительные харак- теристики, которые могут как-то навредить человеку, его личной жизни. Благодаря такому подходу расходы на маркетинг в Европе гораз- до ниже, чем у нас. Чтобы сохранить шаткий баланс между интере- сами бизнеса и потребителя, существует урав- новешивающий механизм – Robinson’s List (в разных странах он называется по-разному). Это некий список, в который граждане, которые не желают получать никаких рекламных пред- ложений, вносят свои данные. Где-то это услуга платная, где-то бесплатная, тем не менее это легальный механизм, он существует. Людей в таких национальных списках обычно немного, потому что чаще всего отписываются от получе- ния рекламы лишь некоторых компаний и прак- тически никто не хочет быть отшельником, ведь хорошо настроенная реклама – это дополни- тельное благо, которое позволяет узнавать нам о новинках, выгодных предложениях и т.п. Но компании, прежде чем обратиться к потен- циальному потребителю, должны свериться с национальным стоп-листом (Robinson’s List) и вычистить свою базу для рассылки от людей, не желающих получать рекламу. Очевидно, что сделать это может только легальный оператор персональных данных, а значит подобный механизм является стимулирующим работать в правовом поле. Если этого не сделать, то накладываются большие штрафы, о которых нам часто рассказывают, восхищаясь европей- ским опытом, а в некоторых странах даже пред- усмотрена уголовная ответственность. Не имея такого механизма, российские законодатели постоянно хотят ужесточить ответственность за нарушение законодательства о персональных данных, не учитывая последствия. Разумнее вначале внедрить в стране подобный Robinson’s List механизм. У нас в тонкостях не стали разбираться, просто запретили обработку всех персональных дан- ных без согласия субъекта, без уравновешиваю- щих интересы механизмов, без четкого пони- мания, кого защищаем и от чего. Потребитель уже давно понял, что персональ- ные данные – это валюта, на которую он поку- пает дополнительный сервис, получает специ- альные цены и т.п. В итоге мы получили интересную ситуацию: потребителям это закон не нужен, бизнесу он мешает внедрять новые технологии, а государст- ву – проводить цифровую трансформацию. Китайский KPI за цифровизацию Цифровая трансформация китайской экономи- ки стала ведущей в мире. В торговле успех был обусловлен четырьмя простыми шагами: 1. Бизнес страны обязали иметь цифровую кар- точку своих товаров. 2. Местные маркетплейсы обязали размещать на своих цифровых платформах товары мест- ных производителей. Правительство компенси- рует затраты на размещение карточек товаров в сети. 3. Предпринимателям доступны простые льгот- ные кредиты, которые можно получить одним кликом. Государство, использующее технологию Big Data, минимизирует свои риски и четко понимает, кому дает деньги, с понятным резуль- татом для всех. 4. Кроме того, у китайских чиновников есть понятный и прозрачный KPI, отражающийся в сети Интернет и доступный всему населению страны, который зависит от количества прода- ваемых через электронные площадки товаров. В результате не предприниматель бегает за чиновником, а чиновник за предпринимателем, пытаясь всячески ему помочь. Одна из причин высоких процентов по креди- там для предпринимателей в наших банках основывается именно на этом: у финансовых учреждений нет возможности легального полу- чения информации о состоянии бизнеса, поэто- му они взвешивают риски и выдают кредиты под баснословные проценты. Трансформация e-commerce Модель розничной торговли, в том числе и электронной коммерции, во всем мире транс- формируется в шеринг-экономику. Мы посте- пенно привыкаем к мысли, что проще взять товар в аренду, чем обладать им. А молодое поколение с удовольствием и без страха поль- зуется этой моделью. Самый распространенный тип аренды, конечно, каршеринг. Но есть и другие примеры. Компа- ния Miele уже не только продает стиральные машины, но и активно сдает их в аренду. Поль- зователь платит ежемесячный взнос, а если машина становится ненужной или модель уста- ревает, возвращает ее обратно и берет ту, что лучше отвечает его запросам. Один из амери- канских производителей даже сдает в аренду за семь долларов в месяц джинсы, а поношен- ные потом либо утилизируются, либо продают- ся как винтажные (которые, кстати, стоят даже дороже, чем новые). Прогресс неизбежен Безусловно, электронная коммерция в России будет развиваться по общемировому сценарию, эту потребность диктует общество. И рано или поздно нам придется принять мировые правила игры, иначе мы останемся на обочине и будем смотреть, как весь мир уходит далеко вперед. Общество становится более открытым, иначе не объяснить бешеную популярность социальных сетей. К сожалению, российское законодатель- ство сильно отстаeт от современности и являет- ся серьезным препятствием на пути развития новых технологий и новой экономики. Все знают расхожее выражение "Реклама – дви- гатель торговли", но большинство не склонно задумываться над тем, что реклама в цифровом мире, который наступает нам на пятки, – это возможности и навыки работы с большими информационными массивами, искусственный интеллект, автоматизация и многое другое, но все в итоге сводится к коммуникациям. Именно поэтому не следует стоять на пути локомотива прогресса, надо быстро реагировать на вызовы и трансформировать свое законодательсво под общие запросы общества. Пришло время по-новому взглянуть на привыч- ные вещи и, засучив рукава, приниматься за изменения. n www.secuteck.ru декабрь 2019 – январь 2020 СПЕЦПРОЕКТ РИТЕЙЛ Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru www.alterainvest.ru www.ameyawdebrah.com

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw