Журнал "Системы безопасности" #6, 2019

A L L - O V E R - I P 36 "П очему же именно SIP?" – спросит чита- тель. Наверное, потому что из всех популярных протоколов он наиболее универса- лен в силу своей природы. Реальная суть SIP SIP (Session Initiation Protocol) представляет собой протокол установления и завершения сеанса связи между интернет-абонентами, опи- сывающий способ установления и завершения пользовательского интернет-сеанса, включаю- щего обмен мультимедийным содержимым. Протокол описывает, каким образом клиент- ское приложение может запросить начало соединения у другого, возможно физически удаленного клиента, находящегося в той же сети, используя его уникальное имя. SIP опре- деляет только способ согласования между кли- ентами открытия каналов обмена на основе других протоколов, а те, в свою очередь, могут использоваться для непосредственной передачи самой разнообразной информации. Он допус- кает добавление или удаление новых каналов в течение установленного сеанса, а кроме того, подключение и отключение дополнительных клиентов, по сути предлагая услуги конференц- связи. Главной задачей разработки SIP было создание сигнального протокола для IP-сетей, который мог бы поддерживать расширенный набор функций обработки вызова и услуг, представ- ленных в существующей традиционной теле- фонной связи. Сам протокол SIP не определяет эти функции, а сосредоточен только на про- цедурах регистрации пользователя, установле- ния и завершения вызова и соответствующей сигнализации. Вот именно в этом и кроется вся суть проблемы, о которой пойдет речь дальше. И проблема-то не столько техническая, сколько организационная, но возможные масштабы ее грандиозны! Никакой совместимости и нет! SIP может использоваться не только для голосо- вых и видеозвонков, но и в любых других при- ложениях, где требуется установка соединения, таких как системы оповещения, мобильные тер- миналы, многопользовательские игры и т.д. SIP всегда применяется вместе с несколькими дру- гими протоколами и участвует только в сигналь- ной части сессии связи. Далее в дело вступают другие протоколы – те же TCP или UDP. SIP выполняет роль носителя для SDP (Session Desc- ription Protocol) – протокола прикладного уров- ня, предназначенного именно для описания сессии передачи потоковых данных, включая телефонию, интернет-радио, приложения мультимедиа. SDP описывает параметры пере- дачи медиаданных в рамках сессии, например используемые порты IP и кодеки, которые могут быть различными для каждого устройства или приложения. В силу этого разнообразия существует огромное количество спецификаций и стандартов, отно- сящихся к SIP и определяющих поведение таких приложений. При этом получается, что практи- чески никакой совместимости и нет! Каждый производитель SIP-устройств использует те кодеки и соблюдает только тот набор рекомен- даций RFC, которые ему нравятся, а набор и рекомендаций, и кодеков, и форматов очень велик. Для SIP-приложений совместим факти- чески только базовый вызов. Даже для теле- фонных применений сейчас используется масса разнообразных кодеков, различающихся по своим параметрам. Перечислим наиболее известные: l GSM – 13 Кбит/с (полная скорость), длитель- ность кадра 20 мс; l iLBC – 15 Кбит/с, длительность кадра 20 мс (3,3 Кбит/с, длительность кадра 30 мс); l ITU G.711 – 64 Кбит/с, основан на выборке, также известен как alaw/ulaw; l ITU G.722 – 48/56/64 Кбит/с; l ITU G.723.1 – 5,3/6,3 Кбит/с, длительность кадра 30 мс; l ITU G.726 – 16/24/32 Кбит/с; l ITU G.728 – 16 Кбит/с; l ITU G.729 – 8 Кбит/с, длительность кадра 10 мс, скорость 2,15–44,2 Кбит/с; l LPC10 – 2,5 Кбит/с; l DoD CELP – 4,8 Кбит/с. Уже много... А к примеру (в противоположность SIP), в системах, использующих H323, совме- стимость практически полная, поскольку этот стандарт имеет четкий набор спецификаций. Вот и возникают раз от раза вопросы типа "У меня есть некая SIP-штуковина А, будет ли она работать с имеющейся или запроектиро- ванной уже SIP-системой Б?". Добавим сюда и то, что проектировщик, видя в описании изде- лия фразу "поддерживает технологию SIP", не всегда будет вдаваться в подробности. декабрь 2019 – январь 2020 www.secuteck.ru Роман Мишин Независимый эксперт Аll over SIP? Прошу прощения у уважаемых мной организаторов не менее уважаемого форума All-over-IP за некоторое заимствование для заголовка публикации, но, пожалуй, луч- шего названия для описываемой ниже темы и не найти! С истемы безопас- ности в ритейле основаны на том, что объекты этой отрасли оснащены техническими сред- ствами – датчиками, метками, видеока- мерами. И при этом ритейлеры сего- дняшнего дня забы- вают, что у каждого современного потребителя в кармане есть смартфон с камерой, которая может быть и сканером QR-кода, и диктофоном. К чему же я веду? А к тому, что если на безопас- ность ритейла взглянуть чуть шире, не только как на безопасность объектов ритейла от извне при- ходящих факторов, а как на безопасность пре- доставления и приобретения услуг, то ритейле- ры могут открыть совершенно новые горизонты, предлагая покупателям проверять безопасность предлагаемой продукции с помощью их кар- манных видеокамер! Например, с помощью QR- кодов можно позволить потребителям быстро переходить к видеокамерам, установленным на фермах и заводах производителей продукции, чтобы визуально оценить подход к производ- ству, чистоту и общую атмосферу. Например, можно ставить на продукты маркеры, меняю- щие цвет при завершении определенного периода, и маркеры, меняющие цвет в процессе повышения температуры хранения скоропортя- щихся продуктов. И именно видеокамера в смартфоне потребителя сможет через специ- альное приложение четко определить, все ли в порядке с продукцией. Но давайте пойдем еще дальше: что, если дать постоянным посетителям магазина доступ к видеокамерам в торговом зале? Да, звучит странно, но ведь тогда можно получить сразу две преференции: l покупатель будет видеть то, что есть на пол- ках магазина (например, наличие своих любимых товаров), и с большей веро- ятностью придет именно в этот магазин; l "тысячеглазый" покупатель, заметив на каме- ре правонарушение, может подать тревожный сигнал и привлечь внимание охраны, таким образом снизится число хищений товаров. И это всего лишь пара идей, основанных на переосмыслении общего подхода к понятию всеобщей безопасности и сотрудничества. Уверен, если продолжать переосмыслять – идей станет больше! Евгений Ерошин Редактор раздела All-over-IP, директор по маркетингу компании "БайтЭрг" КОЛОНКА РЕДАКТОРА Переосмыслить безопасность в ритейле и вывести ее на новый уровень

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw