Журнал "Системы безопасности" #6, 2019

П о оценкам J’son & Partners Consulting, миро- вой рынок БПЛА в 2017 г. составил 7,8 млрд долларов и продолжает активно расти (причем намного более быстрыми темпами в количественном, чем в стоимостном отноше- нии). Основным драйвером этого сегмента являются потребительские БПЛА (84%), на коммерческие БПЛА приходятся 15% и всего 0,5% – на военные беспилотники. Связано это с тем, что стоимость военных БПЛА в среднем в 200 раз выше, чем аналогичных дронов для гражданских нужд 1 . 500 000+ беспилотников в России Как и большинство новых технологий, БПЛА пер- воначально начали внедряться в военной сфере. Здесь они получили наибольшее развитие как средства разведки и наблюдения, связи и ретранс- ляции, постановки радиоэлектронных помех и нанесения ракетно-огневых ударов. Однако воз- можность выполнения этих задач никуда не исче- зает и для большинства "невоенных" БПЛА. По информации Ространснадзора, с начала 2019 г. было выявлено 216 нарушений воздуш- ного пространства с применением БПЛА 2, 3 . Если учесть масштаб распространения БПЛА в нашей стране, то нетрудно представить и сте- пень потенциальных угроз, которые они несут для общественной безопасности, особенно в крупных городах с их сложной инфраструкту- рой и высокой концентрацией мест массового пребывания людей. Продажи дронов в России за 2018 г. составили 160 тыс. штук, что на 70% больше, чем годом ранее. Наиболее популярными стали бюджет- ные беспилотники стоимостью до 7 тыс. рублей. Начальник управления безопасности полетов Росавиации Сергей Мастеров сообщил журна- листам (ТАСС от 30 ноября 2019 г.), что сейчас в стране насчитывается порядка 500 тыс. бес- пилотных летательных аппаратов. Речь идет о беспилотниках массой от 0,25 до 30 кг 4 . Принципы классификации В нормативных документах и другой литературе сегодня содержится огромное количество опре- делений, что же такое БПЛА. Если их обобщить, то получится приблизительно следующее: это авиационное техническое средство, не имею- щее на борту человека-пилота, как правило многоразового применения, способное целена- правленно перемещаться по воздуху с помощью бортовых двигательных установок для выпол- нения различных функций в автономном режи- ме (благодаря собственной управляющей про- грамме) или посредством дистанционного управления (осуществляемого человеком-опе- ратором с пульта управления). Из этого следует, что к БПЛА не относятся ника- кие пилотируемые человеком летательные аппараты, а также ракеты, снаряды, бомбы декабрь 2019 – январь 2020 www.secuteck.ru БАС. АНТИДРОН A L L - O V E R - I P 38 Андрей Демидюк Научный руководитель ООО "Рубеж-Инжиниринг", действительный член Академии военных наук, профессор, д.в.н. Андрей Фомин Начальник научно-технического центра, главный конструктор ООО "Рубеж-Инжиниринг" Угрозы БПЛА в мегаполисах связаны с их техническими особенностями и возможной тактикой применения Потребительские дроны являются драйвером развития рынка БПЛА Дроны в городе: новые возможности или новые угрозы? Возможности, открываемые с помощью беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) в самых различных областях, и повсеместная доступность вызвали бум их производ- ства и внедрения. Военное дело и безопасность, связь и информатизация, логистика, мониторинг, сфера услуг и развлечений – далеко не полный перечень тех задач, кото- рые сегодня возлагаются на БПЛА. В этой статье мы постараемся оценить степень угроз общественной безопасности со стороны БПЛА в наиболее сложных условиях мегаполиса и меры по противодействию таким угрозам. Для этого надо четко пони- мать, как эти угрозы связаны с техническими особенностям БПЛА и возможной так- тикой их применения в городских условиях 1 http://json.tv/ict_telecom_analytics_view/rynok-dronov-v-rossii-i-v-mire-2017-g-bespilotnye-letatelnye-apparaty-bla-bpla-20180427124557 2 www.kommersant.ru/doc/4109237 3 www.aex.ru/fdocs/1/2019/12/2/30929/print/ 4 www.tadviser.ru/index.ph/

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw