Журнал "Системы безопасности" #6, 2019

(независимо от того, управляемые они или нет), аэростаты без двигателей и другие безмо- торные летательные аппараты (планеры, дель- тапланы, парапланы и т.д.). Подходы к классификации БПЛА тоже весьма разнятся. Вот лишь некоторые из них: l по радиусу действия, высоте полета, времени полета, взлетной массе и полезной нагрузке – от "микро, малой дальности" до "тяжелых, межконтинентальной дальности"; l в зависимости от летно-подъемной конструк- ции (самолетного или вертолетного типов); l по назначению (военные цели) – разведы- вательные, целеуказания, постановки помех, системы дистанционного контроля и наблю- дения, комплексы воздушной ретрансляции, многоцелевые беспилотные комплексы, ударные; l по степени автономности полета – от управ- ляемых дистанционно по каналам радио- управления до полностью автоматических, выполняющих полет в соответствии с алгорит- мом, заложенным в бортовую программу. Кроме того, следует учитывать, что для обес- печения полета БПЛА необходим не только сам летательный аппарат, но и соответствую- щая инфраструктура (транспортно-пусковое устройство, средства связи и навигации, наземный пункт управления и др.). Это еще больше расширяет основания для классифи- кации и дает возможность говорить уже о беспилотном авиационном комплексе или системе. "Беспилотность" развязывает руки Главные отличительные признаки БПЛА – это "беспилотность" и возможность многоразового и многофункционального применения. Отсутствие пилота позволяет заложить в БПЛА те технические и тактические качества, которые ограничиваются физическими и психологиче- скими свойствами человека. Среди них можно выделить: l возможность резкой смены траекторий поле- та с перегрузками, превышающими человече- ские возможности и допустимые перегрузки для любого оружия; l миниатюризация конструкции и элементной базы летательных аппаратов, их размеров в целом и, тем самым, снижение радиолока- ционной и оптической заметности БПЛА, а значит и возможности быть обнаруженными и уничтоженными; l отсутствие ограничений по мощности и типам двигательных установок БПЛА, а следователь- но по увеличению их полезной нагрузки, дальности и времени пребывания в воздухе; l интеллектуализация БПЛА, обеспечивающая возможность применения их в самых разных режимах управления и навигации – от дис- танционного ручного управления до пол- ностью автономного полета в режиме "радио- молчания". Не менее важными признаками, чем "беспилот- ность", являются многоразовость и многофунк- циональность. Один и тот же БПЛА путем кон- структивных изменений может использоваться для выполнения самых разных задач. Известно, что сегодня ведутся работы по созда- нию роботизированных сетей БПЛА с распреде- ленными функциями, построенных на принци- пах так называемого роевого интеллекта и спо- собных к самоорганизации в процессе выпол- нения задач 5 . И вот все эти потенциальные возможности в той или иной мере заложены в дроны, более 500 тыс. штук которых находятся "на руках". Как эти "руки" могут ими распорядиться и к каким последствиям это может привести? Предпосылки, угрозы и способы применения БПЛА Что может подвигнуть злоумышленника использовать беспилотник для совершения пре- ступления? Назовем лишь некоторые причины: 1. При планировании, подготовке и проведении противоправной акции (если только это не пер- фоманс или поступок сумасшедшего) ключе- вым фактором является личная безопасность для исполнителя. БПЛА предоставляет такую возможность. В условиях плотной городской застройки и высокой насыщенности "эфира" сигналами различных радиочастот обнаружить оператора дрона крайне сложно. 2. Старт и полет БПЛА, особенно миниатюрных классов, к месту преступления в городских каньонах, образованных высотными зданиями, обнаружить также не менее сложно. 3. Планируемая "цена" противоправной акции может быть несоизмеримо выше, чем потеря одного-двух и более БПЛА. Другими словами, причиной может стать некритичность преступ- ника к потери средств преступления. 4. Доказать причастность заказчиков и опера- тора дрона к преступлению практически невоз- можно. Эти причины, выступающие как провоцирую- щие для проведения противоправных акций самого разного характера (от неумышленных и элементарно хулиганских до террористических или диверсионных), значительно расширяют спектр угроз общественной безопасности, их возможный масштаб и последствия и опреде- ляют способы осуществления преступлений. Перечень возможных угроз представлен в табл. 1 и, конечно, ими не исчерпывается. Способы применения БПЛА в городе будут определяться возложенными на них задачами и особенностями района (места) их выполне- ния, тактико-техническими характеристиками летательных аппаратов и системы управления ими, а также характером принятых мер пред- www.secuteck.ru декабрь 2019 – январь 2020 БАС. АНТИДРОН A L L - O V E R - I P 39 С начала 2019 г. в России было выявлено 216 нарушений воздушного пространства с применением БПЛА В условиях плотной городской застройки и высокой насыщенности эфира обнаружить оператора дрона крайне сложно 5 https://ria.ru/20190924/1559083020.html

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw