Журнал "Системы безопасности" #6, 2019

упреждения и противодействия таким угрозам. В каждом случае такие способы могут разли- чаться набором конкретных тактических прие- мов (табл. 2). Их комбинация и составит содер- жание выбранного злоумышленниками способа действий. Можно предположить, что по мере дальнейшей интеллектуализации дронов при определении способов их применения речь будет идти также о возможности маневра и уклонения от специ- альных боеприпасов или других средств уни- чтожения и создания сложной помеховой обстановки в районе выполнения задачи. Не исключено использование и роботизированных сетей БПЛА. Таким образом, способы применения БПЛА против общественной безопасности могут быть весьма различны, иметь сложный и непредска- зуемый характер. Глобальные меры противодействия Логика развития средств нападения и защиты всегда такова, что вначале появляются средства нападения и лишь затем, иногда через довольно значительный промежуток времени, удается про- тивопоставить новой угрозе средства защиты. Специалисты в военной области давно рабо- тают над системами и мерами противодействия БПЛА для целей военной безопасности. Однако взятые отдельно друг от друга в большинстве своем эти средства неэффективны в городских условиях или не могут быть применены по санитарным и иным ограничениям. Их плюсы и минусы, в особенности средств обнаружения дронов, достаточно профессионально рассмот- рены в статье Дениса Грознова "Дроны и систе- мы охраны: ПВО в миниатюре", опубликован- ной в журнале "Системы безопасности" № 5/2,2019 (стр. 62–63) 6 . Возникает вопрос: можно ли при существующей системе обеспечения общественной безопасно- сти имеющимися на вооружении органов пра- вопорядка силами и средствами обеспечить защиту объектов гражданской инфраструктуры и людей в местах массового пребывания от всех возможных угроз, связанных с применением БПЛА? Безусловно, нет! Это невозможно, даже если сосредоточить на прикрытии таких объектов все существующие в стране силы и средства противовоздушной обо- роны. И не потому, что их недостаточно. Просто они и не предназначены для решения этих задач. Поэтому совершенно неверны рассуждения о том, что борьба с БПЛА – дело только военных. Какой же выход из сложившегося положения? Попытаемся тезисно изложить свою точку зрения. 1. На наш взгляд, требуется федеральная про- грамма, предусматривающая разработку и реа- лизацию комплекса взаимоувязанных мер пра- вового, организационного и технического регу- лирования применения беспилотных летатель- ных аппаратов в районах нахождения критиче- ски важных объектов инфраструктуры и мест массового скопления людей. Рискуя навлечь на себя огонь критики, все же считаем, что на первом этапе этой программы в условиях невозможности обеспечить действен- ный контроль за приобретением и применени- ем БПЛА должны быть введены жесткие ограничения (запрет), вплоть до уголовной ответственности, на использование каких-либо типов БПЛА в районах населенных пунктов, вблизи мест массового скопления людей или критически важных объектов, кроме специ- ально предусмотренных случаев. Из 500 тыс. беспилотников в Российской Феде- рации, как следует из оперативных данных Росавиации, по состоянию на 24 ноября теку- щего года зарегистрировано всего 8,3 тыс. аппаратов 7 . Это связано с тем, что коммерческие и иные преимущества от использования дронов гораз- до менее очевидны, чем заложенные в них потенциальные угрозы общественной безопас- ности. Ведь ни у кого не вызывает сомнение запрет на ношение в общественных местах опасных взрывчатых или химических веществ. Почему средство повышенной опасности, паря- щее у вас над головой, несущее на себе непо- нятно что и управляемое неизвестно кем, долж- но вызывать другую реакцию? 2. Одним из ключевых элементов программы должны стать предупреждение и профилактика преступлений, связанных с применением БПЛА: выявление мест изготовления и ввоза комплек- тующих к ним, подготовки операторов дронов и другие меры оперативного характера. 3. Важной представляется разработка перечня категорий объектов, подлежащих защите от действий БПЛА, обязательных правил и требо- ваний по их защите. 4. Необходимо установить периметры безопас- ности вокруг таких объектов, допускающие без- условное уничтожение БПЛА в случае пересече- ния их границ. 5. С учетом зависимости систем управления большинства дронов от наличия и режимов работы источников электромагнитных полей определенных диапазонов частот и радиокана- лов управления, а также каналов радионавига- декабрь 2019 – январь 2020 www.secuteck.ru БАС. АНТИДРОН A L L - O V E R - I P 40 Таблица 1. Вероятные угрозы с применением БПЛА на критически важных объектах города Вид критического объекта Угрозы с применением БПЛА Электрические сети Механическое повреждение ЛЭП, распределительных подстанций и другого оборудования электрических сетей Распыление (разбрасывание) токопроводящих материалов с целью создания короткого замыкания Повреждение опор и других несущих конструкций ЛЭП Объекты транспортной инфраструктуры Повреждение средств регулирования дорожного движения Распыление реагентов для локального повреждения дорожного покрытия, а также узлов транспортных коммуникаций Разбрасывание над участками дорог прокалывающих элементов для нарушения целостности покрытия колес и повреждения резинотехнических изделий автомобиля Сети связи и широкого вещания Механическое повреждение антенно-фидерных устройств и опор (мачты, столбы связи) Распыление электропроводящих материалов для создания пассивных помех средствам связи и вещания Распыление электропроводящих материалов для создания пассивных помех средствам связи и вещания Объекты коммунального хозяйства Механическое повреждение трубопроводов, силовых и сигнальных кабелей, осветительных приборов, технических средств охраны и т.д. Разгерметизация емкостей хранения химически опасных веществ Поджог хранилищ горючего и смазочных материалов Выведение из строя систем вентиляции, охлаждения, водоочистки и водоподготовки и других жизненно важных элементов городской коммунальной инфраструктуры Места массового скопления людей Подрыв боеприпасов с целью поражения участников мероприятия Создание шумовых и световых эффектов с целью возникновения панических настроений и давки Наведение основных групп террористов на цель Отвлечение внимания представителей спецслужб Способы применения БПЛА в городе будут определяться возложенными на них задачами 6 http://lib.secuteck.ru/imag/ss-5-2019 7 https://tass.ru/obschestvo/7233421

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw