Журнал "Системы безопасности" #6, 2019

О П С , П О Ж А Р Н А Я Б Е З О П А С Н О С Т Ь 53 (слесарный цех, кузовной цех, склады), другая – к выставочным залам (шоурум), а третья – к офисным помещениям. При этом все зоны, как правило, объединены общими стенами и крышей. Действующие нормативные документы В 2010 г. ФГУ ВНИИПО МЧС России разработа- ло проект свода правил (СП) "Салоны по про- даже и ремонту автомобилей. Требования пожарной безопасности", благодаря которому салоны по продаже автомобилей получили бы самостоятельный статус как здания определен- ного функционального назначения. В данном СП снималось много спорных вопросов о необходимости использования тех или иных противопожарных инженерных систем в авто- салоне. Но, как говорится, воз и ныне там. Дальше проекта дело не пошло по неизвестным причинам. Пока же единственным действующим докумен- том по этой тематике являются Ведомственные строительные нормы ВСН 01-89 "Предприятия по обслуживанию автомобилей" от 12 января 1990 г. При этом ВСН 01-89 разработаны исключительно под существующие в то время автопредприятия, в которых не было никакого шоурума и покупателей. Лучшие технические решения Свод правил СП5.13130.2009 "Системы проти- вопожарной защиты. Установки пожарной сиг- нализации и пожаротушения автоматические" регламентирует типы допустимых пожарных извещателей и средств автоматического пожа- ротушения. Пожарные извещатели Для предприятий по обслуживанию автомоби- лей разрешены дымовые, тепловые извещате- ли и извещатели пламени. В качестве основных систем автоматического пожаротушения используются большей частью две системы – водная и порошковая. В производственной зоне и на складах обычно используются дымовые пожарные извещатели, в окрасочно-сушильных камерах – только теп- ловые. В офисных, клиентских зонах и шоурумах при- меняются только дымовые извещатели. Извещатели пламени мы не внедряем. У нас был печальный опыт на одном арендованном ТСК. Как оказалось, механики очень часто под- нимают на подъемниках машины с включенны- ми фарами, что вызывало срабатывание изве- щателей пламени. Этого не должно было про- исходить, но они все равно срабатывали. Что мы только ни предпринимали, но проблему решить так и не смогли. Фары бывают разные, на одних машинах лампы накаливания, на дру- гих – ксенон, на третьих – светодиодные. Мое личное предпочтение для шоурумов и сле- сарных цехов (если потолок высокий, помеще- ние длинное и нет конструктивных препятствий) – это линейные дымовые пожарные извещатели. Да, они дороже точечных, но при этом их требуется намного меньше, обслуживать их проще и общая стоимость владения такой системой ниже. Они "простреливают" все поме- щение лучом (до 140 м, в зависимости от типа извещателя), который отражается от специ- альной мишени на противоположной стене и возвращается на приемник, встроенный в излучатель. При задымлении меняется мощ- ность отраженного сигнала и датчик выдает тре- вогу. Системы пожаротушения В помещениях, где находятся люди, на складах и закрытых стоянках товарного запаса автомо- билей, с моей точки зрения, эффективнее системы водяного автоматического пожароту- шения. В окрасочно-сушильных камерах и мас- ленках в основном применяются порошковые системы пожаротушения: при тушении легко- воспламеняющихся жидкостей они эффектив- нее систем, использующих воду. Порошковое тушение не требует подвода трубопроводов, не надо ставить насосы – повысители давления. Но порошковые модули имеют ограниченный срок службы, и при больших площадях помещений их замена выливается в немалую сумму. Мероприятия по реализации противопожарного режима При плановых или внеплановых проверках автосалонов сотрудниками МЧС в первую оче- редь проверяется наличие необходимой доку- ментации по пожарной тематике. Все системы противопожарной защиты подлежат обслужи- ванию специализированной организацией, которая должна иметь лицензию МЧС на про- ведение регламентно-восстановительных работ. Разумеется, с этой организацией заключается договор на обслуживание, в составе которого есть раздел, содержащий перечень и периодич- ность регламентных работ. Кроме них, обслу- живающая организация обязана регулярно про- водить комплексную проверку работоспособно- сти систем противопожарной защиты. Методика проведения такой проверки отрабо- тана годами. Сначала с помощью специального аэрозоля – имитатора дыма вызывают сработку дымового датчика, а далее проверяется отра- ботка остальных систем. После того как датчик зафиксировал пожар, должно включиться зву- ковое оповещение, сработать разблокировка дверей на путях эвакуации людей, отключиться приточная вентиляция, закрыться в транзитных воздуховодах огнезащитные клапаны и вклю- читься система дымоудаления, если она суще- ствует на объекте. Инструкций по пожарной тематике существует множество, на объекте они должны быть, что проверяется инспекторами МЧС. Все организа- ционные мероприятия и работа противопожар- ных систем направлены на то, чтобы предотвра- тить гибель людей. Жизнь человека на первом месте, материальные потери вторичны. Главные инструкции, с моей точки зрения, – это те, которые содержат меры по обеспечению пожарной безопасности на объекте и регламен- тируют действия людей при пожаре. А по боль- шому счету, никакая инструкция не заменит регулярную разъяснительную работу с сотруд- никами. Можно написать все правильно, но важнее донести до людей две главные мысли: чего делать никогда не надо и как себя вести при пожаре. Должно быть налажено проведение регулярных учебных тревог, чтобы у сотрудников было заложено в подсознании, как правильно эва- куироваться при пожаре и как пользоваться первичными средствами тушения пожара без риска для собственной жизни. На собственном www.secuteck.ru декабрь 2019 – январь 2020 Рис. 1. Распределение пожаров на транспортных средствах по причинам возникновения Рис. 2. Распределение пожаров на транспортных средствах по объектам возникновения

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw