Журнал "Системы безопасности" #6, 2019

О П С , П О Ж А Р Н А Я Б Е З О П А С Н О С Т Ь 60 П осещая торговые центры или иные объ- екты с массовым пребыванием людей, мы меньше всего думаем о том, что может про- изойти чрезвычайная ситуация и нам понадо- бится экстренно покинуть территорию. Очень часто в таких случаях посетители и сотрудники торговых центров начинают паниковать, так как не знают элементарных правил поведения в возникших обстоятельствах (по причине сла- бой подготовки в школах, на рабочих местах и т.д.). Психофизиологический механизм паники заключается в торможении больших участков коры головного мозга, что предопре- деляет понижение сознательной активности. Все это ведет к беспорядочным попыткам покинуть опасное место любым способом и обычно в том направлении, куда движется толпа. Для обеспечения пожарной безопасности в тор- говых центрах имеются следующие средства: 1. Планы эвакуации. 2. Системы обнаружения пожара. 3. Системы оповещения и управления эвакуа- цией. 4. Первичные средства пожаротушения. Посмотрим на них глазами обычного посетителя. План эвакуации На плане эвакуации в виде схемы указаны пути эвакуации, эвакуационные и аварийные выходы, установлены правила поведения людей, порядок и последовательность дей- ствий в условиях чрезвычайной ситуации. В соответствии с ГОСТ Р 12.2.143–2009 "Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Системы фотолюминесцентные эва- куационные. Требования и методы контроля (с Изменением № 1)" планы эвакуации следу- ет использовать для: l систематического обучения и инструктажа персонала правилам поведения на случай возможной эвакуации; l привлечения внимания к путям эвакуации, первичным средствам пожаротушения и самоспасения, а также ориентации людей, находящихся в здании, сооружении или объ- екте (в общежитиях, гостиницах, больницах, пассажирских вагонах, морских (речных) судах и т.д.), в случае возникновения чрезвы- чайной ситуации для обеспечения организо- ванной эвакуации и спасения; l проведения аварийно-спасательных работ в процессе ликвидации чрезвычайной ситуации. Однако такие планы эвакуации являются уста- ревшим форматом подачи информации и могут использоваться только для обучения и инструктажа работников торговых комплек- сов. Во-первых, они малоинформативны. Например, на плане эвакуации в ГУМе очень сложно увидеть, в каком направлении следует эвакуироваться при пожаре (рис. 1.), так как при сработке системы оповещения посетите- лям и работникам не будет понятно, в каком месте произошел пожар. Сама схема сложная и загруженная, и большинство посетителей в экстренных ситуациях не готово восприни- декабрь 2019 – январь 2020 www.secuteck.ru Вячеслав Палащенко Начальник отдела охраны труда, промышленной безопасности, ГО и ЧС филиала ФГБУ "Центр спортивной подготовки сборных команд России" в г. Сочи (центр санного спорта "Санки") Павел Казаков Начальник отдела обслуживания слаботочного оборудования, КИПиА и систем пожарной безопасности филиала ФГБУ "Центр спортивной подготовки сборных команд России" в г. Сочи (центр санного спорта "Санки") Рис. 1. План эвакуации в ГУМе П сихофизиологический механизм паники заключается в торможении больших участков коры головного мозга, что предопределяет пониже- ние сознательной активности. Все это ведет к беспорядочным попыт- кам покинуть опасное место любым способом и обычно в том направ- лении, куда движется толпа Оповещение и управление эвакуацией в торговых центрах Взгляд профессионального посетителя Все мы помним трагедию, произошедшую 25 марта 2018 г. в торговом комплексе "Зимняя вишня" в Кемерово, когда во время пожара погибли несколько десятков чело- век. О случившемся было написано много статей. Но хочется понять: что же стоит кар- динально улучшить в системах обеспечения пожарной безопасности, чтобы подоб- ное не происходило?

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw