Журнал "Системы безопасности" #6, 2019

О П С , П О Ж А Р Н А Я Б Е З О П А С Н О С Т Ь 61 мать информацию, представленную на таком плане. В-вторых, само расположение плана эвакуации зачастую не позволяет посетителям понять направление эвакуации, как это видно на при- мере одного из магазинов Адлерского района г. Сочи (рис. 2). Аналогичная ситуация с планами по всем торговым центрам, магазинам и даже аэропортам и железнодорожным вокзалам. На основании вышеизложенного можно утвер- ждать, что планы эвакуации абсолютно не помогают сориентировать посетителей в случае возникновения экстренной и опасной для жизни ситуации. Системы обнаружения пожара Ни одно здание невозможно ввести в эксплуа- тацию без наличия автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управ- ления эвакуацией. В соответствии с п. 61 поста- новления Правительства РФ от 25.04.2012 г. № 390 "О противопожарном режиме" руково- дители торговых центров обеспечивают их исправное состояние и проверку работоспособ- ности. В теории можно спать спокойно: системы обнаружат пожар и оповестят посетителей и работников. Но на практике торговый центр – это многоэтажное здание площадью в несколь- ко тысяч (а то и несколько десятков и сотен тысяч) квадратных метров, и сработка пожар- ной сигнализации в одном из помещений пер- вого этажа запускает систему оповещения по всему торговому центру, при этом посетителей не информируют о месте пожара, а просто направляют к ближайшему эвакуационному выходу, даже если он расположен в зоне пожа- ра. То есть система оповещения и управления эвакуацией теоретически может привести к уве- личению количества пострадавших, не выпол- нив функции управления эвакуацией. Конечно, можно сказать, что есть приказ МЧС России от 20.06.2003 г. № 323 "Об утвержде- нии норм пожарной безопасности "Проектиро- вание систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях", в котором опреде- лены типы систем оповещения и управления эвакуацией и дан перечень зданий, подлежа- щих оснащению этими системами. 5-й тип СОУЭ имеет динамические указатели направле- ния движения, разделение здания на зоны пожарного оповещения, возможность реализа- ции нескольких вариантов организации эвакуа- ции из каждой зоны оповещения, а также коор- динационное управление из одного поста-дис- петчерской всеми системами здания, связанны- ми с обеспечением безопасности людей при пожаре. Но в 5-м разделе этого приказа отмечено, что предприятия торговли (магази- ны, рынки) и торговые залы, к которым отно- сятся и торговые центры, должны иметь СОУЭ 4-го типа. Кроме того, на объектах, где в соот- ветствии с таблицей 2 приказа требуется обо- рудование здания СОУЭ 4-го или 5-го типа, окончательное решение по выбору СОУЭ при- нимается проектной организацией. По факту на системы пожарной безопасности организации стараются тратить ровно столько финансовых средств, сколько позволит ввести торговый комплекс в эксплуатацию и в дальней- шем обеспечить отсутствие предписания от инспектора по надзорной деятельности. Как правило, все системы обнаружения пожара сейчас являются адресными с точным указани- ем мест сработки датчиков пожарной сигнали- зации. Необходимо провести не только переда- чу информации от систем обнаружения пожара в СОУЭ, но и их взаимоувязку. Системы оповещения и управления эвакуацией В торговых центрах системы оповещения и управления эвакуацией должны не просто обес- печивать посетителей необходимой информа- цией о пожаре и маршрутах эвакуации, но и выводить людей из пожара как бы "за ручку", как родитель ведет своего ребенка. Для этого необходимо внести изменение в действующее законодательство и в обязательном порядке вменить руководителям торговых центров и других объектов с массовым пребыванием людей создавать СОУЭ 5-го типа. Такие системы предусмотрят управление эвакуацией, ориенти- руясь на место срабатывания автоматической пожарной сигнализации, проанализируют направление распространения пожара (по сра- ботке последующих датчиков) и подключат к управлению эвакуацией знаки, которые будут выводить к эвакуационным выходам, минуя место пожара. Для удешевления стоимости подобных СОУЭ разработчики могут предложить разного рода беспроводные технологии, прежде всего в использовании знаков эвакуации, но в данном случае обязательно иметь возможные резервные варианты проведения эвакуации при пожаре. С момента издания приказа МЧС России от 20.06.2003 г. № 323 прошло более 16 лет, и современные технологии уже позволяют про- водить индивидуальное СМС-оповещение каж- дого абонента, что нужно использовать для спа- сения человеческих жизней. Разработчикам совместно с МЧС России необходимо провести разработку, апробирование и испытание новых решений, обеспечить внесение изменений в действующие нормативно-правовые акты, обязав руководителей торговых центров (как вновь создаваемых, так и действующих) внед- рять умные системы оповещения и управления эвакуацией. Первичные средства пожаротушения Все торгово-развлекательные центры обеспече- ны первичными средствами пожаротушения (огнетушителями, внутренним противопожар- ным водопроводом) в соответствии с установ- ленными нормами, но большинство сотрудни- ков и посетителей умеют ими пользоваться только в теории. Руководителям ТРЦ стоит включить вопросы обучения использованию этих устройств в инструктажи для собственного персонала, работников охранных предприятий и арендаторов, в обязательном порядке отра- батывая практические действия. Только благодаря таким совместным усилиям, применению комплекса современных техноло- гий и подготовке работников и населения мы сможем предотвратить трагедии, подобные "Зимней вишне", и сделать нашу жизнь безопас- нее. n www.secuteck.ru декабрь 2019 – январь 2020 Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru Рис. 2. План эвакуации одного из магазинов Адлерского района г. Сочи Т радиционные планы эвакуации являются устаревшим форматом подачи информации и могут использоваться только для обучения и инструктажа работников торговых комплексов. Они абсолютно не помогают сориентировать посетителей в случае возникновения экс- тренной и опасной для жизни ситуации

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw