Журнал "Системы безопасности" #6, 2019
ущерба населению, связанного с приобретением фальсифицированной продукции. Законопроект соответствует положениям договора о Евразий- ском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. Предложения по борьбе с контрафактной продукцией С учетом проводимой государственной полити- ки, направленной на борьбу с контрафактной продукцией и фальшивыми сертификатами, полагаем, что МЧС России должно занять более активную позицию в области технического регу- лирования оборота пожарно-технической про- дукции. Органы государственного пожарного надзора должны быть наделены правами и обязанностями: l по проведению контроля за сертифицирован- ной продукцией, обеспечивающего получе- ние информации о сертифицированной про- дукции в виде результатов испытаний и ана- лиза состояния производства, о соблюдении условий и правил применения сертификата и знака обращения на рынке в целях подтвер- ждения того, что сертификат соответствия на продукцию выдан в соответствии с требова- ниями действующего законодательства в области технического регулирования, а также того, что в течение времени действия серти- фикат продолжает соответствовать требова- ниям пожарной безопасности; l по принятию мер об отмене действия под- ложных "левых" сертификатов на пожарно- техническую продукцию, а также по приоста- новке и (или) аннулированию аккредитации органов сертификации, выдавших указанные сертификаты. За нарушение правил выполнения работ по сер- тификации и за выдачу сертификата соответ- ствия с нарушением требований законодатель- ства о техническом регулировании необходимо ужесточить санкции по ст. 14.47 КоАП. Контроль за органами сертификации С даты вступления Федерального закона от 28.12.2013 г. № 412 "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" в силу и по настоящее время на рынке появилось значительное количество органов сертифика- ции и испытательных лабораторий, большин- ство из которых не соблюдают обязательные требования в области аккредитации. При этом основным нарушением является выдача под- ложных "левых" сертификатов и полный отказ от проведения инспекционного контроля за объектами сертификации. Этот вывод подтверждается информацией, раз- мещенной Федеральной службой по аккреди- тации на своем официальном сайте, согласно которой по заявлениям потребителей продук- ции и услуг службой в 2018 г. было проведено 1 697 внеплановых проверок. По результатам проверок более чем в 70% случаев службой были выявлены нарушения требований законо- дательства Российской Федерации в деятельно- сти аккредитованных лиц. Среди аккредитованных лиц, в отношении кото- рых приняты решения о приостановлении и пре- кращении действия аккредитации, присутствует значительное количество органов сертификации и испытательных лабораторий, имеющих аккре- дитацию на право подтверждения соответствия пожарно-технической продукции требованиям федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". В целях пресечения недобросовестной деятель- ности органов сертификации и испытательных лабораторий необходимо дополнить ст. 2 "Поря- док и особенности аккредитации в отдельных сферах деятельности" Федерального закона от 28.12.2013 г. № 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" п. 8 сле- дующего содержания: "Порядок аккредитации органов сертификации и испытательных лабора- торий (центров), выполняющих работы по оцен- ке (подтверждению) соответствия в отношении объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности, устанавливается прави- тельством Российской Федерации". В последую- щем необходимо подготовить проект постанов- ления Правительства РФ, которым утвердить Правила аккредитации органов сертификации и испытательных лабораторий (центров), выпол- няющих работы по подтверждению соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности. Правилами установить, что: 1. Аккредитацию органов сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соот- ветствия объектов защиты (продукции) требо- ваниям пожарной безопасности, в соответствии с настоящим положением осуществляют феде- ральные органы исполнительной власти, упол- номоченные в области пожарной безопасности. 2. Аккредитация осуществляется на основе сле- дующих принципов: l самостоятельность федеральных органов исполнительной власти при осуществлении аккредитации; l взаимное признание федеральными органа- ми исполнительной власти результатов работ аккредитации; l обеспечение равных условий заявителям на получение аккредитации. Альтернативой данному предложению может быть внесение дополнений в Федеральный закон от 07.12.2002 г. № 184-ФЗ "О техниче- ском регулировании" в части нотификации органов сертификации, аккредитованных в соответствии с законодательством РФ об аккре- дитации в национальной системе аккредитации для выполнения работ по подтверждению соот- ветствия объектов защиты (продукции) требо- ваниям пожарной безопасности. Лицензирование деятельности в области пожарной безопасности Одним из способов государственного регули- рования в сфере обеспечения пожарной без- опасности является лицензирование деятельно- сти в области пожарной безопасности и лицен- зирование деятельности по монтажу, техниче- скому обслуживанию и ремонту средств обес- печения пожарной безопасности. Считаем целесообразным ввести лицензирова- ние деятельности в области разработки, про- изводства и реализации пожарно-технической продукции, что будет способствовать не только ограничению обращения на территории России контрафактной пожарно-технической продук- ции, но и решению ряда основных задач, обо- значенных в "Основах государственной политики Российской Федерации в области пожарной без- опасности на период до 2030 года", утвержден- ных Указом Президента РФ от 01.01.2018 г. №2, в частности: l снижению риска причинения вреда (ущерба) третьим лицам в результате пожара; l обеспечению эффективного функционирова- ния и развития пожарной охраны; l дальнейшему развитию и внедрению органи- зационных, технических, социально-эконо- мических и других мер, направленных на профилактику пожаров; l разработке и внедрению инновационных техно- логий обнаружения пожаров в начальной фазе их возникновения, своевременного оповещения людей о пожарах, а также тушения пожаров. Введение лицензирования деятельности в обла- сти разработки, производства и реализации пожарно-технической продукции на основании Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятель- ности" позволит обеспечить единство экономи- ческого пространства пожарно-технической продукции на территории Российской Федера- ции за счет установления МЧС России единого порядка лицензирования указанной деятельно- сти и установления исчерпывающих перечней лицензионных требований в отношении лицен- зируемого вида деятельности положениями о лицензировании вида деятельности. В перечень лицензионных требований должны быть включены требования о наличии у соиска- теля лицензии: l разработчиков пожарно-технической продук- ции со специальным высшим профессиональ- ным образованием; l производственных мощностей с соответ- ствующим оборудованием, инженерно-тех- ническим персоналом и рабочими соответ- ствующей квалификации. www.secuteck.ru декабрь 2019 – январь 2020 БЕСПРОВОДНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ О П С , П О Ж А Р Н А Я Б Е З О П А С Н О С Т Ь 63 Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru Ф едеральный закон о лицензи- ровании позволит проводить пла- новые и внеплановые проверки лицензиатов, в том числе совместные проверки с органами по сертификации. Это будет спо- собствовать повышению каче- ства выпускаемой пожарно-тех- нической продукции и позволит искоренить практику, когда юри- дические лица ввозят из-за гра- ницы, в первую очередь из стран ближнего зарубежья, комплек- тующие изделия, собираемые впоследствии "в подвалах на коленке", выдавая в последую- щем готовую продукцию, даже не прошедшую внутрипроизвод- ственный контроль качества, за продукцию собственной разра- ботки и производства n
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw