Журнал "Системы Безопасности" № 6‘2020

Кейс №2. Оптимизация транспортных потоков Проблемы оптимизации транспортных потоков сводятся к следующим: l отсутствие достоверных данных. При росте города шаблоны транспортных потоков эво- люционируют и меняются; l сезонные изменения передвижения транс- порта практически не учитываются; l "ручной режим" сбора информации трудо- емок и подвержен ошибкам: например, час сбора данных с одного перекрестка занимает 12 человеко-часов; l оценить транспортную обстановку на уровне района или города текущими ресурсами сложно или невозможно. Основой любой оптимизации является понима- ние существующей обстановки. Не понимая картину транспортных потоков и шаблоны поведения водителей, нельзя эффективно их оптимизировать. В свою очередь, интеллекту- альное управление движением позволяет полу- чать актуальную информацию по распределе- нию потока на перекрестке, вести аналитику, строить матрицу корреспонденции и принимать решения на основе актуальных данных. Локальное адаптивное управление светофора- ми без привязки к автоматизированной системе управления дорожным движением (АСУДД) дает прирост средней скорости потока до 20% и выше, в зависимости от интенсивности дви- жения и конфигурации перекрестка. Система компьютерного зрения, интегрированная с контроллером светофора, позволяет на основе длины очереди автомобилей на подъездах к перекрестку менять режим светофора таким образом, чтобы оптимизировать работу пере- крестка на конкретном участке в конкретное время. Альтернативным сценарием применения данной технологии в будущем может стать адаптивное управление реверсивным движени- ем для увеличения пропускной способности одного направления в час пик. По данным ЦОДД Москвы, до конца 2020 г. системами умных светофоров будет оборудо- вано около 400 перекрестков столицы. Пилот- ный проект на Алтуфьевском шоссе показал эффективность динамического управления све- тофором: оптимизация режима позволила уве- личить пропускную способность перекрестка на 15%, что в абсолютных единицах составляет порядка 300 автомобилей в час (рис. 4). При внедрении такого подхода на сети перекрестков и их синхронизации эффект может быть еще более значительным. Кейс №3. Обнаружение ДТП Несмотря на все применяемые ГИБДД и другими службами меры безопасности на инфраструкту- ре дорожной сети, к сожалению, ситуация с ава- рийностью в России ощутимо не меняется в луч- шую сторону. Это говорит о том, что применяе- мые меры необходимы, но недостаточны для достижения цели нулевой смертности на доро- гах. Причем помимо прямого ущерба из-за совершения ДТП, еще есть достаточно большой, но пока не оцененный косвенный ущерб, кото- рый несет государство из-за потери рабочего населения и медицинского обеспечения. Например, в США, в штате Миссури, в откры- том доступе приведены данные, что смерть одного человека в ДТП обходится государству в среднем в 2 млн долларов. Это колоссальные потери. В этом же штате в конце 1980-х – нача- ле 1990-х гг. проводились исследования, в ходе которых было доказано, что переломный фак- тор в ДТП – это время реакции: более 84% смертей в ДТП происходит в течение пяти минут после аварии. При этом среднее время реаги- рования экстренных служб на ДТП в зависимо- сти от города составляет 5–30 минут. Эту проблему также помогают решить системы компьютерного зрения. Они позволяют не толь- ко быстро реагировать на ДТП, но еще и интел- лектуально управлять сетью светофоров, чтобы скорая помощь максимально быстро прибыла на место происшествия. Благодаря этому время реакции на ДТП снижа- ется более чем в 10 раз 1 . Внедрение данного решения в масштабе страны, по нашим оцен- кам, приведет к статистическому уменьшению смертности минимум на 15,8% – более 2 тыс. жизней. Кроме того, есть и косвенные преимущества от внедрения таких решений. Зачастую большое количество пробок возникает именно из-за того, что участники ДТП ждут прибытия поли- цейских на место аварии, а затем еще тратят значительное время на разбор, что произошло и кто виноват. Интеллектуальная система на аварийно-опасных перекрестках позволяет сни- зить время реакции в разы, разгрузить место ДТП, сэкономить время полицейских и избавить участ- ников дорожного движения от пробок. Время разбора причин ДТП снижается с 4–8 часов до 30 минут, зачастую без выезда сотрудников полиции на место происшествия. n www.secuteck.ru декабрь 2020 – январь 2021 МАШИННОЕ ЗРЕНИЕ В И Д Е О Н А Б Л Ю Д Е Н И Е И В И Д Е О А Н А Л И Т И К А 111 Рис. 3. Интеллектуальное управление движением Рис. 5. Автоматическое оповещение о ДТП Рис. 4. Оптимизация скорости транспортного потока 1 Время, за которое скорая помощь или полиция получают информацию о ДТП и могут добраться до места происшествия. Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw