Журнал "Системы Безопасности" № 6‘2020
воздушных судов при выполнении заявленных видов работ. Этого же требует и Руководство по дистанционно пилотируемым авиационным системам Doc 10019. Согласно п. 6.4.2. раздела 6.4 "Организация кадровой работы", эксплуа- тант должен обеспечить наличие у своих сотрудников надлежащей квалификации и ком- петенции для выполнения порученных ему задач и непосредственных обязанностей. Эти сотрудники должны обладать необходимым набором качеств и соответствующих знаний, умений и психологических установок, таких как: a) теоретические знания ("знать"); b) практические умения ("знать, каким обра- зом"); c) психологические установки, соизмеримые с масштабами их обязанностей в части, касаю- щейся производства полетов ("быть готовым выполнить"). С 2017 г. произошло резкое увеличение коли- чества нарушений, совершенных внешними пилотами, управляющими БВС (см. табл.). Как интеграция БВС в воздушное пространство влияет на подготовку специалистов Применение в конце 1950-х и в 1960-х гг. в сфере разработки учебных планов методологий проектирования систем и системного подхода к подготовке авиаспециалистов привело к внед- рению систематизированных программ подго- товки, ориентированных на показатели эффек- тивности. Однако из-за стремительного разви- тия технологий, проектных решений и эксплуа- тационных концепций нужно решать проблемы безопасной и эффективной интеграции беспи- лотных воздушных судов в воздушное про- странство, в котором уже функционирует регу- лируемая и хорошо развитая отрасль пилоти- руемой авиации. В данной статье в общем виде излагаются прин- ципы и процедуры, подлежащие использова- нию при разработке модели квалификацион- ных требований, приводятся общие соображе- ния, взгляды и выводы, которые должны при- ниматься во внимание при внедрении про- грамм подготовки, включая взаимосвязь между квалификационными требованиями и решае- мыми задачами. Формулируется перечень необходимых знаний, навыков и установок, приобретаемых слушателями для реализации стандартов и рекомендуемой практики ИКАО. Кто такой внешний пилот? Согласно п. 1 приказа Министерства транспорта РФ от 4 августа 2015 г. № 240 "Об утверждении Перечня специалистов авиационного персонала гражданской авиации Российской Федерации", внешний пилот входит в состав летного состава гражданской авиации. В соответствии со ст. 52 ВК РФ, "к авиационно- му персоналу относятся лица, которые имеют профессиональную подготовку, осуществляют деятельность по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов, выпол- нению авиационных работ, организации использования воздушного пространства, орга- низации и обслуживанию воздушного движе- ния и включены в перечни специалистов авиа- ционного персонала. Перечни специалистов авиационного персонала по видам авиации утверждаются уполномоченными органами, осуществляющими государственное регулиро- вание деятельности соответственно в области гражданской авиации, государственной авиа- ции и экспериментальной авиации". Кроме того, ВК РФ устанавливает и основы пра- вового статуса экипажа БВС. Так, согласно п. 1.1. ст. 56 ВК РФ, экипаж БВС "...состоит из одного либо нескольких внешних пилотов, одного из которых владелец БВС назначает командиром такого воздушного судна". Особым образом устанавливаются основы правового статуса командира БВС, который, в соответ- ствии с п. 2 ст. 57 ВК РФ, осуществляет руковод- ство работой экипажа и отвечает за безопасное выполнение полета, а также, в соответствии со ст. 58.1 ВК РФ, обладает рядом прав, аналогич- ных правам командира воздушного судна, пилотируемого ВС, с учетом технических осо- бенностей БВС. Требования к уровню знаний внешнего пилота В соответствии с законодательством к обучению внешнего пилота должны предъявляться опре- деленные требования, как и к обучению проче- го авиационного персонала, но данные требо- вания не отражены в приказе Минтранса Рос- сии от 12 сентября 2008 г. № 147 "Об утвер- ждении Федеральных авиационных правил "Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслужи- ванию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации". Таким образом, не уста- новлено, какими знаниями, навыками и уме- ниями должен обладать внешний пилот соглас- но Федеральным авиационным правилам. В настоящее время имеется большое количе- ство различных курсов подготовки внешних пилотов, осуществляющих свою деятельность без лицензии Минобрнауки или сертификата авиационного учебного центра. Среди нормативно-правовых актов, регулирую- щих подготовку специалистов гражданской авиации, ведущее место занимают: l Федеральный закон № 273-ФЗ "Об образова- нии в Российской Федерации", который четко определяет основные понятия, являющиеся платформой, на которой должно строиться образование (образование, обучение, квали- фикация, образовательный стандарт); l приказ Минобрнауки России от 01 июля 2013 г. № 499 "Об утверждении порядка организации и осуществления образователь- ной деятельности по дополнительным про- фессиональным программам". В соответствии со ст. 76 Федерального закона № 273 "Об образовании в Российской Федера- ции" дополнительное профессиональное обра- зование направлено на удовлетворение обра- зовательных и профессиональных потребно- стей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной дея- тельности и социальной среды. Дополнительное профессиональное образова- ние осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и про- грамм профессиональной переподготовки). Согласно Руководству Doc 10019, кандидат на получение свидетельства внешнего пилота дол- жен продемонстрировать уровень знаний, соот- ветствующий правам, предоставляемым обла- дателю свидетельства внешнего пилота, и соот- ветствующих виду беспилотного воздушного судна, который предполагается включить в сви- детельство внешнего пилота, по крайней мере в следующих областях: воздушное право, www.secuteck.ru декабрь 2020 – январь 2021 БАС. АНТИДРОН Ц И Ф Р О В А Я Т Р А Н С Ф О Р М А Ц И Я : A I , У М Н Ы Й Г О Р О Д , I o T 113 Экипаж БВС состоит из одного либо нескольких внешних пилотов, одного из которых владелец БВС назначает командиром воздушного судна Таблица. Количество нарушений, совершенных внешними пилотами, управляющими БВС Год Количество нарушений 2017 56 2018 149 2019 109 www.rozetked.me
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw