Журнал "Системы Безопасности" № 6‘2020

общие знания по БВС, летные характеристики, планирование и загрузка, возможности челове- ка, метеорология, навигация, эксплуатацион- ные правила, основы полета, радиотелефония. Новый вид авиации есть – программы обучения нет В интервью газете "Транспорт России" 1 6 июля 2017 г. министр транспорта РФ Максим Соко- лов (с мая 2012 г. по май 2018 г.) определил, что отраслевое образование должно занимать более активную позицию в вопросах обеспече- ния отрасли специалистами и научными разра- ботками в областях технологического прорыва: "Сегодня уже никого не устраивают лекции, раз- работанные десятилетия назад. Необходимо с учетом требований реальной экономики еже- годно актуализировать содержание и техноло- гии подготовки студентов. Профессиональная деятельность усложняется. Мы должны обеспе- чить вариативность образовательных про- грамм, их настройку под потребности конкрет- ных транспортных компаний. Широкое внедре- ние цифровых образовательных ресурсов даст возможность обеспечить уникальный профиль компетенций для каждого студента и аспиранта, а также обеспечить удобную систему профес- сионального роста действующих специалистов отрасли". Генеральный директор Ассоциации "Аэронет" Глеб Бабинцев 18 ноября 2019 г. в газете "Известия" 2 напомнил, что для личного использования небольших дронов, до 30 кг, согласно действующему законодательству не требуется свидетельство внешнего пилота. Однако для того, чтобы осуществлять авиа- ционные работы (например, аэросъемку), необходимо получать сертификат эксплуатан- та воздушного судна. Для этого нужно под- твердить квалификацию оператора, то есть нужен документ об обучении. Но по факту его никто выдать не может, потому что образова- тельных программ нет. Их утверждение на уровне Росавиации позволит готовить специа- листов для обслуживания БВС и выдавать документы, которые признаются в качестве основания для разрешения авиаработ. 5 марта 2020 г. проблема подготовки внешних пилотов обсуждалась на круглом столе в Мос- ковском государственном техническом универ- ситете гражданской авиации (МГТУ ГА), где начальник отдела летных стандартов Департа- мента государственной политики в области гражданской авиации Минтранса России Миха- ил Василенков отметил, что новый вид авиации уже активно применяется, его развитие про- исходит быстрыми темпами, но управляющие БВС люди до сих пор не имеют возможности пройти полноценное обучение и получить ква- лификационный документ. Подготовка типовых образовательных программ Внешний пилот и пилот на борту воздушного судна несут равную ответственность за безопас- ный полет их воздушных судов и поэтому долж- ны обладать достаточными знаниями в области воздушного права, производства и планирова- ния полетов, производственных нагрузок, аспектов человеческого фактора, метеороло- гии, навигации, процедур эксплуатации, прин- ципов полета и радиотелефонной связи. Поэтому нужно определить, каким уровнем знаний должны обладать слушатели для освое- ния дополнительной профессиональной про- граммы (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготов- ки) и с чего начинать процесс обучения. Необходимо по каждому разделу начинать с уяснения принципов формальной логики, системоанализа, взаимозависимости причин и следствий, человеческого фактора и т.д. Наи- важнейшим является понимание аэродинами- ки, навигации, положений права, иерархии нормативно-правовых актов, функционирова- ния госорганов, их взаимоотношения в системе законодательных, исполнительных, судебных, надзорных структур. 18 ноября 2019 г. в газете "Известия" генераль- ный директор Ассоциации "Аэронет" Глеб Бабинцев отметил, что типовые образователь- ные программы для подготовки внешних пило- тов БВС массой до 30 кг планируется предста- вить на согласование в Росавиацию до конца 2019 г. Но до сих пор в образовательных орга- низациях, осуществляющих обучение специа- листов согласно перечням специалистов авиа- ционного персонала (авиационный учебный центр – АУЦ), подготовка внешних пилотов не производится. В случае утверждения типовых программ в Росавиации АУЦ должен пройти процедуру вне- сения изменений в сертификат АУЦ и приложе- ние к сертификату АУЦ, как этого требует при- каз Министерства транспорта РФ от 29 сентября 2015 г. № 289 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования к образова- тельным организациям и организациям, осу- ществляющим обучение специалистов соответ- ствующего уровня согласно перечням специа- листов авиационного персонала. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающе- го соответствие образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение спе- циалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персона- ла, требованиям федеральных авиационных правил". Рекомендации для планирования учебного процесса В воздушном законодательстве РФ и в части 147 Федеральных авиационных правил (ФАП- 147) отсутствуют требования к подготовке внешних пилотов. В этой связи в МГТУ ГА рас- сматриваются методы учебных процессов, в частности по направлениям подготовки спе- циалистов по эксплуатации беспилотных авиа- ционных систем, включающих в себя одно или несколько беспилотных воздушных судов с мак- симальной взлетной массой 30 кг и менее. В рамках Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" специалисты МГТУ ГА исследуют новые дидактические приемы обучения в обла- сти использования воздушного пространства, аэродинамики безпилотных воздушных судов, аэронавигации, а также порядок организации и выполнения полетов БВС в сегрегированном воздушном пространстве, порядок проведения предполетной подготовки беспилотной авиа- ционной системы и ее элементов и т.д. Обязательность исполнения требований феде- ральных государственных образовательных стандартов относительно условий реализации основных образовательных программ обуслов- лена тем, что образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают программы, которые включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин и другие материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии. При разработке программы должны быть учтены: l внедренные стандарты и рекомендации ИКАО; l современное состояние, тенденции и пер- спективы развития науки и практики в граж- данской авиации; l особенности профессиональной деятельности сотрудников юридических лиц, чья профес- сиональная деятельность соответствует долж- ности членов летного экипажа; l состав, содержание и характер междисцип- линарных связей изучаемых дисциплин; l имеющиеся технические средства обучения; l логическая упорядоченность информации, образующей содержание учебных дисцип- лин. Слушателями программы могут быть лица, соот- ветствующие требованиям приказа Минтруда России от 05.07.2018 г. № 447н "Об утвержде- нии профессионального стандарта "Специалист по эксплуатации беспилотных авиационных систем, включающих в себя одно или несколько беспилотных воздушных судов с максимальной взлетной массой 30 кг и менее", возрастом стар- ше 18 лет: l имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование; l получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование. Положения приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.07.2013 г. № 499 г.: "Данная категория лиц имеет высшее или среднее профессиональное авиационное образование, и им нужно повы- сить их квалификацию в части выполнения полетов с помощью БВС, так как они не имеют практических и теоретических навыков: персо- нал юридических лиц и физические лица, имеющие высшее образование, осуществляю- щие функции специалиста по эксплуатации бес- пилотных авиационных систем, включающих в себя одно или несколько беспилотных воз- душных судов с максимальной взлетной массой 30 кг и менее, более одного года. Эта категория лиц уже выполняет полеты для средств массовой информации, съемки разных развлекательных мероприятий для физических декабрь 2020 – январь 2021 www.secuteck.ru БАС. АНТИДРОН Ц И Ф Р О В А Я Т Р А Н С Ф О Р М А Ц И Я : A I , У М Н Ы Й Г О Р О Д , I o T 114 1 https://www.mintrans.ru/press-center/interviews/431 2 https://iz.ru/935691/aleksandr-volobuev/nauchnyi-podlet-v-rossii-nachnut-gotovit-pilotov-legkikh-dronov

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw