Журнал "Системы Безопасности" № 6‘2020

лиц, работает на рынке более одного года, имеет практические навыки полетов и минимум теоретических знаний по организации выпол- нения полетов и уже начинает выполнять более серьезные авиационные работы: авиационные специалисты гражданской, государственной и экспериментальной авиации (летчики, штурма- ны, диспетчеры, руководители полетов, борт- радисты, борттехники, бортмеханики, бортопе- раторы, инженерно-технический персонал, офицеры боевого управления). Данный персонал разных видов авиации (граж- данской, государственной и экспериментальной) имеет профессиональную подготовку, осуществ- ляет деятельность по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воз- душных перевозок и полетов воздушных судов, организации использования воздушного про- странства, организации и обслуживанию воз- душного движения и по каким-либо причинам (увольнение, сокращение, отсутствие нужной вакансии, ухудшение требуемого состояния здо- ровья при обязательном медицинском освиде- тельствовании) желает получить дополнительное профессиональное образование и продолжить карьеру в авиационной отрасли". Валерий Шелковников, президент Междуна- родного консультативно-аналитического агент- ства "Безопасность полетов", член Всемирного фонда безопасности полетов, в своей статье от 22.01.2020 г. "Поиграли во внешних пилотов" отметил, что "использование профессиональ- ных знаний бывших пилотов и диспетчеров поз- волит сделать небо более безопасным", и пред- ложил обратиться к министру труда для участия в программе переобучения предпенсионеров и пенсионеров (пилотов и диспетчеров) на внеш- них пилотов беспилотных воздушных судов. Цель подготовки – дать слушателям системати- зированные знания и сформировать практиче- ские навыки, необходимые для осуществления летной эксплуатации БВС. Положение о свидетельстве внешнего пилота Как уже было отмечено, на данный момент в воздушном законодательстве РФ отсутствуют требования к внешним пилотам. Они не пропи- саны в ФАП-147, а также не созданы отдельные законодательные акты с требованиями к внеш- ним пилотам, как, например, к диспетчерам УВД (приказ Минтранса России от 26 ноября 2009 г. № 216 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования к диспетче- рам управления воздушным движением и пара- шютистам-инструкторам"). А ведь диспетчеры управления воздушным движением тоже являются авиационным персоналом, и к ним также отсутствуют требования в ФАП-147. Группой экспертов ИКАО было разработано и утверждено Положение о свидетельстве внешнего пилота (Приложение 1 "Выдача сви- детельств авиационному персоналу", изд. 12, июль 2018 г.), которое содержит стандарты и рекомендуемую практику, принятые ИКАО в качестве минимальных стандартов выдачи свидетельств авиационному персоналу, и может использоваться в добровольном порядке с ноября 2022 г. При составлении программ должно быть обра- щено внимание на внедрение стандартов, реко- мендации и опыт Международной организации гражданской авиации, в частности на Руковод- ство Doc 10019. Некоторые требования к авиа- ционному персоналу были взяты из ФАП-147. Согласно Руководству Doc 10019, программа подготовки должна позволять внешнему пилоту получать и поддерживать квалификацию, необходимую для выполнения порученных должностных обязанностей с точки зрения зна- ний, умений и психологических установок. Слушатель при обучении должен продемон- стрировать уровень знаний, соответствующий правам, предоставляемым обладателю свиде- тельства, виду БВС, который предлагается вклю- чить в свидетельство, и пройти подготовку в следующих областях: воздушное право, общие знания по БВС, летные характеристики, планирование и загрузка, возможности челове- ка, метеорология, навигация, эксплуатацион- ные правила, основы полета, радиотелефония. В институтах гражданской авиации существуют специализированные кафедры, где рассматри- ваются методы оптимизации учебных процессов, в частности по направлениям подготовки внешнего пилота и специалиста по эксплуатации беспилот- ных авиационных систем, включающих в себя одно или несколько беспилотных воздушных судов с максимальной взлетной массой 30 кг и менее. Обучение конкретным навыкам Разрабатывается подход для организации учеб- ного процесса, обеспечивающего повышение гибкости образовательных траекторий. При этом достижение стратегических целей предпо- лагает решение задачи модернизации образо- вательной деятельности, включающей в себя реализацию новых профилей подготовки, раз- работку новых образовательных форм, подхо- дов (а именно организацию полетов и подго- товку инструктора). Слушатель должен пройти подготовку с двой- ным управлением под руководством инструкто- ра. Инструктор должен обеспечить приобрете- ние слушателем опыта в следующих областях: l распознавание и контролирование факторов угрозы и ошибок, предполетная подготовка, включая осмотр и обслуживание БВС, провер- ка средств связи и функций управления, загрузка и проверка информации, связанной с планированием полета; l при необходимости – получение диспетчер- ских разрешений органов УВД, аэродромное наземное движение и полеты по схемам дви- жения; l при необходимости – методы и меры пред- упреждения столкновений на земле и в воз- духе, обслуживание средствами связи; l при необходимости – управление БВС с помощью визуальных ориентиров (если БВС не обеспечивает возможность выполнения маневров с использованием визуальных ори- ентиров, вывод из режима полета на крити- чески низких воздушных скоростях, полета с большими вертикальными скоростями сни- жения). В случае БВС-самолетов – предупреждение входа в штопор, вывод из необычного про- странственного положения с использованием пилотажных приборов или системы камер, взлеты и посадки в нормальных условиях или при боковом ветре, правила навигации с использованием всех имеющихся средств, включая изменение пункта назначения или вне- сение в полете изменений в предусмотренную планом пролета программу в связи с потерей линии С2, идентификация опасных метеороло- гических условий и процедуры предупрежде- ния попадания в них, порядок действий и выполнение маневров в нештатных и аварий- ных ситуациях, включая имитацию отказа дви- гателей воздушных судов и отказа электрообо- рудования, отказа программного обеспечения, потерю линии С2, отказы и неисправности, отказ средств связи. В случае БВС-вертолетов – порядок действий в нештатных и аварийных ситуациях, режим авторотации, срыв потока на отступающей лопасти несущего винта, режим проваливания при работающем двигателе в результате низко- го числа оборотов несущего винта, вынужден- www.secuteck.ru декабрь 2020 – январь 2021 БАС. АНТИДРОН Ц И Ф Р О В А Я Т Р А Н С Ф О Р М А Ц И Я : A I , У М Н Ы Й Г О Р О Д , I o T 115 Утверждение образовательных программ на уровне Росавиации позволит решить проблему подготовки операторов БВС www.uavonline.ru

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw