Журнал "Системы Безопасности" № 6‘2020
ные посадки, выполнение операций на площад- ках с уклоном, взлет с коротким разбегом, заход на посадку по крутой траектории, посадка и взлет с разбегом, соблюдение установленных для воздушного пространства ограничений в горизонтальной и вертикальной плоскостях, выполнение указаний и правил служб УВД. Висение-руление и развороты, переход от режима висения к выполнению горизонтально- го полета и с режима горизонтального полета к режиму висения, а также выполнение ночных полетов, которые требуют иных умений и зна- ний в других областях. Чередование лекций и практических занятий позволяет комплексно рассматривать изучае- мый материал и его практическое применение. Знание воздушного законодательства При создании программы следует обратить особое внимание на раздел "Общие сведения о воздушном законодательстве РФ", а именно на изучение таких тем, как структура воздушно- го законодательства, ключевые нормативные акты и область их применения, международное воздушное право, руководящие документы, воздушное законодательство и нормативно- правовое регулирование в ГА при авиационных работах и коммерческих перевозках с исполь- зованием БВС, нормативные документы, регла- ментирующие производство полетов в ГА РФ. В условиях активного развития беспилотной авиации и интеграции России в мировое эконо- мическое сообщество специалист должен хоро- шо владеть знаниями воздушного законода- тельства и эффективно его использовать в про- фессиональной деятельности. Согласно статистике, плохое или недостаточное знание специалистами воздушного законода- тельства является одной из причин нарушений, приводящих к административной ответственно- сти, и влияет на безопасность полетов. Документы ИКАО требуют от специалиста граж- данской авиации овладения необходимым уровнем знаний в области воздушного права. При обучении должен делаться акцент на пра- вовом регулировании деятельности при выпол- нении авиационных работ. Подготовка кандидатов в инструкторы Нужно обратить внимание на подготовку инструктора, который будет обучать управле- нию беспилотных воздушных судов. На данный момент официально в гражданской авиации отсутствует внешний пилот-инструктор. В госу- дарственной и экспериментальной авиации эту проблему решили и утвердили ведомственны- ми приказами собственную программу обуче- ния инструкторов. Если идти по пути международного развития гражданской авиации, то стоит взять за основу документы ИКАО, из которых следует, что кан- дидат в инструкторы должен: l обладать свидетельством внешнего пилота с соответствующими квалификационными отметками о виде, классе и типе, в отношении которых запрашивается право на проведение обучения; l иметь достаточную подготовку и опыт для достижения необходимого уровня квалифи- кации при выполнении всех предписанных задач, маневров, полетов и реализации прин- ципов и методов подготовки персонала; l иметь право на выполнение функций внеш- него пилота при проведении подготовки пер- сонала беспилотного воздушного судна. На инструкторов возложена функция проведения оценки, проверок и опробования методик подго- товки персонала по соответствующему виду и типу беспилотного воздушного судна для подтвержде- ния соблюдения всех необходимых стандартов. При отборе подходящих кандидатов для выпол- нения функций инструкторов предлагается рас- сматривать лиц, имеющих летное образование в любом виде авиации с инструкторским допус- ком, так как данные специалисты уже имеют опыт инструкторской работы. Кандидат должен пройти программу подготовки с дополнительным разделом "Подготовка для допуска к инструкторской работе" и следующи- ми темами: методика практического обучения, организация и планирование процесса обуче- ния, оценка успеваемости слушателей по пред- метам, по которым осуществляется наземная подготовка, процесс усвоения материала, эле- менты эффективного обучения, оценка и про- верки уровня знаний слушателей, разработка программы подготовки, планирование урока, методики аудиторного обучения, использования учебных средств, проведение анализа и исправ- ление ошибок учащихся, возможности человека применительно к летной подготовке и принципы контроля факторов угрозы и ошибок. После завершения необходимой подготовки рекомендацию о проведении проверки умений кандидата должны давать уполномоченный инструктор или утвержденная учебная организа- ция, ответственная за подготовку. Тем самым для присвоения первого допуска к деятельности инструктора нужно коллегиальное решение с привлечением лиц преподавательского состава и должностных лиц юридических организаций, эксплуатирующих БВС и имеющих большой опыт использования БВС при авиационных работах. Сотрудничество в сфере организации учебного процесса При рассмотрении вопросов применения про- граммы следует отметить, что наиболее рацио- нальным подходом к организации учебного процесса является получение и изучение дан- ных от лиц, выполняющих авиационные работы с помощью БВС, органов государственной вла- сти, выполняющих регулирование данного про- цесса, и лиц, занимающихся производством БВС. Проблемы поиска и получения информа- ции заслуживают самого серьезного внимания в связи со спецификой и новизной данного процесса обучения. Программа обучения помо- жет прогнозировать и решать задачи по пред- отвращению авиационных происшествий, определять причины нарушений как в работе внешних пилотов, так и в целом в отрасли. Использование материалов расследований авиационных событий позволит слушателям не допускать нарушений и соблюдать воздушное законодательство, а также принимать юридиче- ски обоснованные решения в соответствии с действующим законодательством. Образование становится непрерывным процес- сом, а преподаватель – проводником на плат- форме образования. Поэтому применение про- граммы обучения позволит преподавателям разрабатывать самостоятельные, научно обоснованные, творческие методы преподава- ния, а слушателям – успешно усваивать весь массив знаний, получаемых в учебных заведе- ниях, и уверенно их применять в дальнейшей практической деятельности. n декабрь 2020 – январь 2021 www.secuteck.ru БАС. АНТИДРОН Ц И Ф Р О В А Я Т Р А Н С Ф О Р М А Ц И Я : A I , У М Н Ы Й Г О Р О Д , I o T 116 Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru www.o.aolcdn.com И з-за стремительного развития технологий, проектных решений и экс- плуатационных концепций нужно решать проблемы безопасной и эффективной интеграции беспилотных воздушных судов в воздушное пространство, в котором уже функционирует регулируемая и хорошо развитая отрасль пилотируемой авиации
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw