Журнал "Системы Безопасности" № 6‘2020

S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 31 Ц ифровизация в управлении транспортом начинается с проектной деятельности: невозможно управлять дорожным движением, если проекты сделаны на бумаге. Уже на этом этапе они должны привязываться к математи- ческой модели графа улично-дорожной сети и матрице корреспонденции города. Именно этот большой раздел знаний лучше пройти с самого начала, чем ставить в приоритет развитие опре- деленных клиентских сервисов и все равно столкнуться с необходимостью фундамента для всех изменений. Мониторинг дорожного движения Чтобы организовать равномерное движение по Москве наземного пассажирского и личного транспорта (без учета особенностей пассажир- ского обслуживания), спланировать расписание или планы работы светофоров, необходимо представлять, каким образом работает вся транспортная система, сколько машин, в каком количестве и куда едет в определенные перио- ды времени. То есть наступает очередь средств мониторинга дорожного движения во всех его аспектах. Для этого нужно собрать большую статистику, которая до цифровизации обычно существует только в голове людей, со всеми плюсами и минусами субъективного восприя- тия реальности. С целью объективизировать это понимание в Москве была установлена широкая сеть радиолокационных детекторов движения, камеры фото- и видеофиксации. Кроме того, развернута и успешно функционирует регио- нальная навигационная информационная система, которая получает телематические дан- ные с большого количества подвижного состава – пассажирского транспорта, машин коммуналь- ных служб, такси и каршеринга. К слову, не во всех городах доступна такая информация. В Москве это возможно благодаря взаимной договоренности между правительством, опера- торами такси и агрегаторами заказов карше- ринга. Таким образом, модель можно напол- нять объективными данными и предпринимать конкретные методы оптимизации. направление методов оптимизации может раз- виваться бесконечно долго. Это большое поле, в котором на данный момент приоритетные позиции занимают нейросетевые технологии, так как не все задачи можно формализовать до эвристического алгоритма – необходимы систе- мы, которые работают именно с адаптивными моделями поведения. Их очень хорошо реали- зуют нейронные сети в режиме обучения с под- креплением. Обеспечение бесперебойной работы систем Поскольку информация в ЦОДД поступает с технических средств наблюдения, необходимо обеспечить их бесперебойную и постоянную работу. К примеру, в начале деятельности ЦОДД средний коэффициент готовности оборудова- ния был 65–70%, сейчас 98–99%. Если он опускается ниже 98%, этот вопрос выносится на уровень заместителя мэра по транспорту Мак- сима Ликсутова. бесперебойная работа обеспечивается с помо- щью автоматического мониторинга всех устройств, отлаженной системы эксплуатации и обслуживания. В свою очередь, обслуживание производится как собственными силами (управление эксплуатации), так и сервисными подрядами, деятельность которых сама по себе тоже нуждается в цифровизации. Мы идем в сторону того, что упрощенно можно назвать "Uber для эксплуатационных подразде- лений". Раньше их работа велась следующим образом: накапливался пул заявок, которые приходили различными способами, а по утрам бригадир вручную разбирал и устно раздавал задачи. Разумеется, такую деятельность было сложно контролировать. Сейчас все заявки поступают в электронное облако, где производится их предварительная логистическая разбивка, чтобы ремонтные бри- гады получали заявки не в различных частях города, а по маршруту следования. Кроме того, у них имеется некий резерв материалов для выполнения оперативных вещей, возникающих в процессе работы. Таким образом, если оборудование может диагностировать свое состояние, к нам в авто- матическом режиме поступают все диагности- ческие тесты. Если оборудование не имеет такой функции (например, старые образцы некоторых видов светофорных колонок, неавтоматизированные дорожные знаки и др.), мы получаем фотоотчет о проделанной работе, что позволяет усилить контроль и визуализиро- вать деятельность. Визуализация математических моделей Если говорить о 3D-визуализации реального графа городской сети, то костяк этой системы уже есть, продолжает наполняться со многих сторон и в области транспорта очень связан с www.secuteck.ru декабрь 2020 – январь 2021 СПЕЦПРОЕКТ ТРанСПОРТная бЕзОПаСнОСТь Александр Евсин Заместитель руководителя учреждения – начальник ситуационного центра ГКУ ЦОДД www.perevozka24.ru Цифровизация транспортных задач в умном городе Ситуационный центр ЦОДД Москвы обрабатывает информацию со всех видов транс- порта и управляет дорожными процессами мегаполиса. Справиться с лавиной дан- ных и эффективно ей распоряжаться помогает автоматизация, которая выходит дале- ко за рамки стандартных задач системы управления. Цифровизация транспорта поз- воляет перевести эту сферу городской жизни на новый уровень доступности, удоб- ства и эффективности для граждан. Как это происходит в Москве? Каких аспектов цифровая политика коснулась в первую очередь? Какова роль человека в таком управлении и использовании новых возможностей? Рассказывает начальник Ситуа- ционного центра ГКУ ЦОДД Александр Евсин

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw