Журнал "Системы Безопасности" № 6‘2020
S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 33 Face ID – это следующий этап подобных систем, который, вероятно, будет востребованным. Хотя мне кажется, что вначале такой способ будет воспринят с воодушевлением, но потом могут возникнуть проблемы. Дело в том, что подделать лицо для массового скоринга несложно, не говоря уже о том, что в принципе есть похожие люди, которые могут определять- ся как один человек. Сейчас совпадений не наблюдается, поскольку пока еще очень мало пользователей таких систем. В будущем это потребует резкого улучшения качества распо- знавания, не вероятностного, а 100%-ного. Экология и инфраструктура транспорта большое внимание при проектировании и орга- низации дорожного движения уделяется эколо- гической составляющей, взвешивается влияние на окружающую среду, чтобы город не пред- ставлял собой подобие магистрали, а был про- странством, удобным для жизни, где разумно сочетаются и интересы общественного транс- порта, и урбанизированность, и природа. Правительство Москвы и Департамент транс- порта прилагают огромные усилия и вводят раз- личные ограничения на дорогах, к примеру по въезду в город грузовиков определенного эко- логического класса. Идет масштабное внедре- ние в городское хозяйство электробусов: в Москве их более 400, а к 2024 г. планируется прекратить закупку дизельных автобусов. Это очень серьезный и амбициозный план, который позволит перевести большую часть городского хозяйства на электрические виды транспорта. Очень перспективно использование велосипе- дов, особенно учитывая, что инфраструктура для них стоит недорого. Эта тема включена в вопросы развития организации дорожного движения, в том числе в сотрудничестве с Департаментом культуры и природоохраны. Однако этом направлении имеются и естествен- ные сдерживающие факторы: 1. "Плечо" рабочей корреспонденции. Если в европейских городах, где хорошо развит велотранспорт, оно составляет около 5 км, то в Москве – 20 км, а на такую дистанцию необходимо иметь соответствующую подго- товку. 2. Погодные условия. Осенью, зимой и весной количество пользователей велосипедов резко снижается. Тем не менее мы с удовольствием наблюдаем, что таких людей становится все больше, хотя чаще велосипед выполняет скорее культурно- досуговую функцию, чем транспортную (за исключением курьерских служб, которые стали мощным драйвером использования велосипе- дов в городе). Чтобы усилить транспортное назначение, в первую очередь необходимо добиться перераспределения мест занятости и проживания и сокращения рабочего "плеча", так как вряд ли кто-то готов ехать на велоси- педе из бирюлево, к примеру, до Тверского бульвара. Говоря об электротранспорте, стоит отметить, что в последнее время часто поднимается тема безопасности дорожного движения, связанная с электросамокатами. Иногда даже на МКаДе можно увидеть людей, несущих на самокатах со скоростью 80–100 км/ч. Во-первых, удивляет такая беспечность, ведь самокат, по сравнению с тем же велосипедом, очень плохо управляет- ся, и если на такой скорости упасть без специ- альных средств защиты, все закончится траге- дией. Во-вторых, у электросамокатов отсут- ствуют в должном количестве габаритные огни, которые выделяли бы их в транспортном пото- ке. Получается, что фактически у людей на самокатах нет вообще никаких обязательств и с точки зрения законодательства они являются скорее пешеходами, что, конечно же, непра- вильно. на мой взгляд, этот вопрос нужно решать, исхо- дя не из того, является ли средство передвиже- ния электрическим или нет, какая у него куба- тура и т.д., а из его способности двигаться на определенной скорости. Кроме того, есть про- странства (пешеходные зоны в парках), где нельзя ехать быстрее 15–20 км/ч, даже если ты развил эту скорость на лонгборде или электри- ческом самокате. Тенденция появления новых средств передви- жения (моноколеса, гироскутеры и т.д.) только нарастает. но у них всех есть два ключевых параметра – скорость передвижения и место передвижения. например, на электросамокате по тротуару можно ехать со скоростью не выше 15 км/ч (примерно скорость бега человека), люди понимают такую скорость и готовы на нее реагировать, в то время как на дороге возни- кает обратная ситуация: здесь электросамокаты недостаточно быстрые и заметные и никто не ожидает такой объект в транспортном потоке, поэтому просто так ездить на них по дорогам нельзя. Люди и технологии: в одной связке Для цифровизации транспорта в мегаполисе и работы с большими данными, которые непре- рывно поступают в ЦОДД, необходима серьез- ная команда программистов, математиков и инженеров. Критерии других специалистов слабо формализуются, так как иногда и люди с гуманитарным образованием, но с хорошей фантазией способны придумать и сформулиро- вать определенный кейс так, что программисты, математики и инженеры могут его понять. на мой взгляд, здесь стоит задача, с одной сторо- ны, технически и математически точная, а с дру- гой – творческая. не все процессы алгоритми- зируемы, более того, сами алгоритмы не эври- стические: в них нет одной цепочки, все рабо- тает по технологиям нейронных сетей. Возможно, это тонкий намек на то, что деятель- ность современного человека часто пытаются упростить до очень четких условий. но на самом деле мы видим, что компьютеры пере- ходят к менее формализованным алгоритмам поведения, которые подразумевают определен- ную вероятность ошибок, но способны за счет этого решать существенно большие классы задач. Возможно, вывод заключается в том, что надо не людей загонять в положение автоматов, а автоматы развивать до уровня мышления людей, в статусе помощника и инструмента, а не абсолютного надзирателя, который "бьет по рукам", если человек что-то не то сделал. Сами алгоритмы должны быть достаточно гиб- кими и учитывать сложность реального мира. а чтобы вся эта система хорошо работала, сле- дует пересмотреть и роль человека в ней, и тех- нологии ее развития. И конечно, нужно всегда помнить о том, что абсолютно все автоматические системы должны работать в первую очередь в гуманистических целях обеспечения большего количества воз- можностей и комфорта, свободы действий для человека, а не наоборот – ущемления прав, закабаления и "цифрового концлагеря", дыха- ние которого мы уже чувствуем. я уверен, что, действуя в таком ключе, мы сможем перело- мить вызовы, стоящие сегодня и перед Россией, и перед всем миром. n www.secuteck.ru декабрь 2020 – январь 2021 СПЕЦПРОЕКТ ТРанСПОРТная бЕзОПаСнОСТь Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru www.123ru.net В Москве благодаря взаимной договоренности между правительством, операторами такси и агрегаторами заказов каршеринга развернута и успешно функционирует региональная навигационная информацион- ная система, которая получает телематические данные с большого количества подвижного состава
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw