Журнал "Системы Безопасности" № 6‘2020

S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 36 Владимир Балановский Член бюро комиссии РАН по техногенной безопасности, профессор Академии военных наук Сергей Гордеев Директор "НИЦ МВС" Иван Брец Технический директор "НИЦ МВС", к.т.н. Алексей Авдонов Генеральный директор "Интерправо Инвест" В процессе эксплуатации систем фотовидеофик- сации выявилась потребность не только в жесткой процессуальной работе с автомобилями, которые занесены в базы розыска, но также и в профилактических действиях с некоторыми кате- гориями автомобилей, которые в юридическом смысле не подлежат каким-либо санкциям (задер- жание и т.д.), но в целях безопасности могут быть вовлечены в профилактическую работу. Примеры последнего года – автомобили, владельцы кото- рых подлежат карантинным ограничениям. Другие возможные применения: l злостные нарушители правил дорожного дви- жения; l неплательщики штрафов; l лица с высокой степенью риска потребления алкоголя или наркотиков; l лица, которые находились вблизи места преступ- ления и могут быть привлечены как свидетели. Идентификация лица, управляющего автомобилем, в настоящее время осуществляется исключительно по государственному регистрационному знаку автомоби- ля (то есть косвенно на основании баз данных, также постфактум). Предлагается на основании развитых технологий осуществлять распознавание лица челове- ка в движущемся автомобиле и результат использовать для поиска в фиксированном списке лиц и немедлен- ной сигнализации об обнаружении такого лица. Решение поставленных проблем возможно с применением современных технологий. Распознавание лица через лобовое стекло автомобиля с комплекса фотовидеофиксации Распознавание лиц людей, находящихся в авто- мобиле, из-за пределов автомобиля (в том числе с комплекса, фиксирующего традицион- ные нарушения ПДД – скоростной режим, нарушения на светофоре и т.д.) сопряжено с решением большого количества проблем: l недостаточная освещенность, контраст между освещенностью вне пределов автомобиля и внутри автомобиля, заслонение части лиц различными предметами (головной убор, очки, козырек); l загрязненность стекла автомобиля; l необходимость различения водителя и пасса- жира. Решение задачи распознавания лица в пределах комплексов (как мобильных, так и стационар- ных), как правило имеющих ограниченные вычислительные ресурсы, требует также реше- ния проблемы разработки алгоритмов, мини- мизирующих потребность в таких ресурсах. Онлайн-реагирование на обнаружение лица или автомобиля в фиксированном списке Для построения системы, способной в онлайн- режиме реагировать на обнаружение лица или автомобиля в фиксированном списке (рис. 1), необходимо осуществить детектирование лица в видеопотоке, а также поиск нужного человека среди множества изображений (задача идентифи- кации лица). Особенностью применяемого в дан- ной разработке алгоритма является использование для обучения собственного дата-сета, нарабаты- ваемого командой проекта начиная с 2013 г. при реализации задачи в процессе обеспечения без- опасности при подготовке и проведении Олимпиа- ды-2014 в Сочи на основе аПК "Маска". Дата-сет содержит в настоящее время более 20 тыс. изоб- ражений лиц. Используемый алгоритм описан в статье в предыдущем номере журнала 1 . В отличие от других известных решений в дан- ном случае берется во внимание качество шаб- лона в поисковой базе и при определении параметров FAR и FRR учитывается в совокуп- ности с их значениями. на рис. 2 показан результат с учетом качества шаблона. Эта разработка реализуется с использованием предшествующего опыта: l построение аПК "Маска" распознавания и идентификации лиц и использование его в ходе подготовки и проведения Олимпиады 2014 г. в Сочи; l построение прототипа базы фиксированного списка ГРз, подлежащих контролю, на базе ГИбДД Краснодарского края; l реализация модуля поиска в фиксированном списке на комплексах фотовидеофиксации, установленных в Краснодарском крае; l исследование технической базы, пригодной для удовлетворения одновременно противо- положных требований (с одной стороны, наличие ограничений на энергопотребление и физический размер оборудования, с дру- гой – обеспечение максимальной производи- тельности алгоритмов распознавания). актуальность разработки и реализации данной технологии контроля передвижения населения значительно возрастает при карантинных ограничениях и в условиях террористической и криминогенной обстановки на объектах транс- портной инфраструктуры. n декабрь 2020 – январь 2021 www.secuteck.ru СПЕЦПРОЕКТ ТРанСПОРТная бЕзОПаСнОСТь Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru Рис. 1. Схема взаимодействия модулей Рис. 2. Пример использования качества шаблона Автоматическая фиксация нарушений правил дорожного движения: новые аспекты использования Автоматическая фиксация нарушений правил дорожного движения (ПДД) применяется в РФ и в мире достаточно широко. Кроме того, по сути, стандартом стала фиксация всего транспорта, проходящего через зону контроля, чтобы данные о его передвижении в дальнейшем использовать для поиска транспорта, занесенного в базы розыска. Про- блема в настоящее время состоит в том, что такой поиск, как правило, осуществляется постфактум, то есть обнаруженный автомобиль фиксируется в центре, в силу чего немедленные процессуальные действия с ним в месте обнаружения невозможны 1 Журнал "Системы безопасности". 2020. № 5. С. 106.

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw