Журнал "Системы Безопасности" № 6‘2020

S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 39 Ввиду отсутствия отдельных работников про- фильных компетенций для проведения обследования транспортных средств (ТС), изучения реализуемых на них мер от угроз совершения актов незаконного вмешатель- ства, с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности и последующей разработки паспорта обеспечения транспорт- ной безопасности (ПОТб) ТС, перевозчики чаще всего привлекают специализированные организации. Какова цена безопасности? В разных регионах Российской Федерации стоимость услуг по проведению оценки уязви- мости (ОУ) транспортного средства (ТС) или группы ТС, идентичных категорий и классов, варьируется в диапазоне от 25 до 40 тыс. руб- лей. Сопоставима по стоимости и разработка ПОТб. В зависимости от присвоенной категории затра- ты на реализацию ПОТб составляют от 25 до 150 тыс. рублей на каждое транспортное сред- ство. Важно, что не каждый перевозчик закупает крупные партии транспортных средств, поэто- му ОУ и ПОТб зачастую проводятся в отноше- нии каждого отдельного ТС либо небольших групп ТС. Отдельного внимания требует вопрос аттеста- ции водителей. Обязательное условие утвер- ждения ПОТб не учитывает сложившейся ситуа- ции в сфере пассажирских перевозок. Так, потратив время на аттестацию водительского состава, перевозчик не имеет гарантий, что часть работников не прекратит трудовую дея- тельность, уволившись до момента утвержде- ния и направления ПОТб в Федеральное дорожное агентство. Текущая ситуация в сфере транспорта в числе прочего характеризуется высокими показателями текучести кадров, и это выводит вопрос аттестации водителей на уро- вень бесконечного процесса. В целом затраты на документарное и техниче- ское исполнение Федерального закона "О транспортной безопасности" для каждого отдельного транспортного средства могут составлять от 75 до 175 тыс. рублей. Проблемы общественного транспорта Сегодня общественный транспорт России характеризуется достижением предельных сро- ков эксплуатации значительной части ТС. Меры государственной поддержки обновления подвижного состава применяются не так долго и еще не позволили увести транспортную отрасль от необходимости в короткое время заменить большое количество транспортных средств. Малые транспортные предприятия в условиях недостатка финансовых ресурсов вынуждены закупать автобусы, бывшие в эксплуатации и сменившие нескольких владельцев. Это приво- дит к необходимости проводить категорирова- ние, ОУ и разрабатывать ПОТб транспортных средств, в отношении которых уже несколько раз проводились аналогичные мероприятия предыдущими владельцами. В отдельных слу- чаях затраты на исполнение требований зако- нодательства в сфере обеспечения транспорт- ной безопасности могут достигать до 10% рыночной стоимости ТС. Стоит отметить, что регулярная смена владель- цев транспортных средств, необходимость повторных проведений оценок уязвимости и утверждения паспортов также негативно ска- зываются и на загруженности специалистов Федерального дорожного агентства, что приво- дит к снижению оперативности рассмотрения представляемых перевозчиками документов. Увеличение стоимости проезда изменит экономику Темпы обновления общественного транспорта Российской Федерации определяются показа- телями рентабельности перевозок, а также наличием механизмов государственной под- держки транспортной отрасли. По оценке госу- дарственной корпорации ВЭб.РФ, для своевре- менного обновления общественного транспорта до 2035 г. потребуется инвестировать в отрасль около 2,1 трлн рублей и добиться выпуска на линии не менее 106 тыс. новых автобусов, троллейбусов и электробусов. При заявленных темпах обновления, без изме- нения требований законодательства, на обес- печение транспортной безопасности перевозчи- кам потребуется дополнительно выделить от 8 до 18 млрд рублей. Соответствующие издержки только на первом этапе ложатся на плечи субъектов предприни- мательской деятельности. В дальнейшем расхо- ды отражаются на себестоимости перевозок и в конечном итоге оплачиваются из карманов потребителей. В то же время повышение стоимости проезда в общественном транспорте нельзя рассмат- ривать только как одно из социально непри- влекательных решений органов государствен- ной власти или органов местного самоуправ- ления. не применительно к транспорту, но возникающее в результате взаимодействия всех рынков равновесие уже давно было рас- смотрено ведущими последователями эконо- мической теории. Та же логика замкнутой модели экономического равновесия, сформу- лированной еще в XIX веке Леоном Вальра- сом, позволяет прийти к выводам, что рядовое увеличение транспортных расходов населения способно спровоцировать волну изменений во многих отраслях отечественной экономики. Соответственно, необходимость оптимизации требований законодательства не должна обой- ти сферу обеспечения транспортной безопасно- сти, и сегодня имеется достаточно обширная практика для принятия отдельных решений, которые не повлекут за собой снижение уровня защищенности общественного транспорта, но даже позволят повысить ее. Как оптимизировать расходы? В настоящее время в Российской Федерации активно реализуются мероприятия по цифрови- зации национальной экономики. Данное направление деятельности в аспекте обеспече- ния транспортной безопасности в числе прочего может быть направлено на оптимизацию расхо- дов перевозчиков путем упрощения ряда адми- нистративных процедур. В целях снижения расходов перевозчиков на реализацию требований в сфере обеспечения транспортной безопасности, оптимизации про- цесса проведения оценок уязвимости и пас- портов обеспечения транспортной безопасно- сти транспортных средств в рамках X Между- народного форума "безопасность на транспор- те" Мурманской областью было предложено направить усилия на разработку и утвержде- ние нормативных правовых актов, регламен- тирующих: 1. Обязанность предприятий, производящих пассажирские транспортные средства на терри- тории Российской Федерации, при продаже транспортных средств в составе технической документации каждой отдельной модели транспортных средств и (или) идентичных по своим конструктивным, техническим, техноло- гическим характеристикам транспортных средств предоставлять покупателю утвержден- ные типовые оценку уязвимости транспортного средства и паспорт обеспечения транспортной безопасности транспортного средства. С одной стороны, это отразится на стоимости транспорт- ных средств, но с другой – около 10 заводов- изготовителей смогут единовременно выпол- нить оформление документов для каждой отдельной модели транспортных средств, а условные 10 тыс. транспортных организаций будут освобождены от необходимости допол- нительных расходов на приобретенные транс- портные средства. 2. Порядок внедрения и применения цифрово- го паспорта обеспечения транспортной безопас- ности транспортного средства, предусматри- вающий возможность внесения изменений в сведения о владельце транспортного средства без повторного проведения оценки уязвимости, разработки и реализации паспорта обеспечения транспортной безопасности такого транспорт- ного средства новыми владельцем. 3. Возможность проведения аттестации водите- лей транспортных средств в составе мероприя- тий по реализации паспорта обеспечения транс- портной безопасности транспортного средства (что позволит сократить сроки утверждения паспортов и исключить негативные последствия текучести кадров в транспортной отрасли). Мы рады, что предложение Мурманской области получило отклик у участников X Меж- дународного форума и нашло свое место в итоговой резолюции Форума. Со своей сто- роны приложим усилия для продолжения практики получения обратной связи от пред- принимательского сообщества и ретрансляции соответствующих предложений на федераль- ный уровень. Как бы то ни было, определенные сдвиги в сни- жении бремени регулирования все чаще наблюдаются и в нормативных правовых актах законодательства о транспортной безопасности. Мы видим это в нормах документов, принятых в течение 2018–2019 гг., а также в прорабаты- ваемых экспертными группами и профильными ведомствами проектах. Важно не потерять при- нятые темпы и только наращивать. n www.secuteck.ru декабрь 2020 – январь 2021 СПЕЦПРОЕКТ ТРанСПОРТная бЕзОПаСнОСТь Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw