Журнал "Системы Безопасности" № 6‘2020
S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 40 О беспечение безопасности транспортного комплекса от потенциальных внутренних и внешних угроз несанкционированного вмеша- тельства в его деятельность имеет важное стра- тегическое значение для государства. Транс- портная инфраструктура всегда будет привле- кательной мишенью террористических атак в связи с наличием высокой концентрации человеческих ресурсов и возможностью причи- нения вреда жизни и здоровью людей, нанесе- нию материального ущерба экономике страны, что впоследствии вызовет необходимый для достижения целей терроризма общественно- политический резонанс. Фокус на системность Комплекс мер, которые принимают государст- венные структуры для решения этой проблемы, далеко не всегда является адекватным, поскольку решения не носят системного харак- тера и чаще направлены на ликвидацию последствий кризисных событий, чем на разра- ботку стратегий и выявление тенденций. Ощу- щается явный недостаток научных подходов для анализа ситуаций и применения научно обоснованных методов разработки систем обеспечения транспортной безопасности 1 . Поэтому первостепенное значение имеет борь- ба не с последствиями обнаруженных уязвимо- стей, которые привели к тем или иным негатив- ным результатам, а с причинами их возникно- вения. При этом терроризм развивается вместе с обновлением информационных технологий и технических средств, совершенствуются методы актов незаконного вмешательства, в том числе террористических актов. Это приводит к росту интереса к существующим проблемам данной отрасли, пониманию их важности, совершен- ствованию действующей системы мер по обес- печению транспортной безопасности. Цели политики государства в этом направлении должны учитывать интересы значительного числа субъектов транспортной инфраструктуры, не только определенных законодательством о транспортной безопасности, но и реально включенных в разного рода формальные и неформальные взаимодействия и взаимоотно- шения в транспортной отрасли 2 . Важно понимать, что для подавляющего боль- шинства населения транспортный процесс, включающий в себя транспортную безопас- ность, рассматривается как единый механизм. В этой связи некоторые коллизии, возникающие при интеграции двух и более объектов разных видов транспорта, могут вызывать недоумение у обычных пассажиров в силу отсутствия ком- плексного подхода. Предлагаем рассмотреть пять проблем текуще- го состояния транспортной безопасности, кото- рые также затрагивают вопросы, возникающие при интеграции транспорта. Проблема№1. Недостаток взаимодействия при обеспечении транспортной безопасности на смежных объектах Транспортная безопасность достигается прове- дением единой государственной политики в области ее обеспечения, системой мер эконо- мического, политического, организационного и иного характера, адекватных существующим угрозам и рискам в транспортной сфере 3 . План мероприятий нельзя умалять заслуг Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транс- порте, ставшей важным звеном в цепочке при- нятых мер в ответ на серию террористических актов, произошедших 11 сентября 2001 г. в СШа. Для достижения приоритетных целей разрабо- тан план мероприятий, которые вошли в Ком- плексную программу обеспечения безопасности населения на транспорте. Особо следует выде- лить следующие: l оснащение объектов транспортной инфра- структуры инженерно-техническими сред- ствами обеспечения транспортной безопасно- сти; l приведение законодательства в соответствие современным задачам по обеспечению транс- портной безопасности; l создание сети учебных центров по подготовке специалистов в области транспортной без- опасности; l создание Единой государственной информа- ционной системы обеспечения транспортной безопасности; l проведение информационно-разъяснитель- ной работы по вопросам безопасности насе- ления на транспорте; l защита от угроз техногенного и природного характера, информирование и оповещение населения; l предотвращение угроз криминального харак- тера и организация оперативного реагирова- ния подразделений полиции на транспорте; l разработка новых технических средств для обеспечения защищенности объектов транс- портной инфраструктуры от террористиче- ских актов, создание и оснащение специали- зированных испытательных центров, лабора- торий по сертификации таких технических средств 4 . Масштабный подход Общий бюджет Комплексной программы обес- печения безопасности населения на транспорте составил 132 млрд рублей на период до 2022 г. В том числе 97,93285 млрд рублей выделит федеральный бюджет, 7,5973 млрд рублей – бюджеты субъектов Российской Федерации и 26,50507 млрд рублей – субъекты транспорт- ной инфраструктуры (СТИ). Объем проведенных мероприятий в области обеспечения безопасности на транспорте дей- ствительно поражает, и в сравнении с аналога- ми во многих других странах мира эти меро- приятия отличаются профессионализмом и большим вниманием ко всем видам транс- порта, а не только к воздушному. Практически на всех объектах транспорта сей- час имеются технические средства досмотра (стационарные и ручные металлодетекторы, декабрь 2020 – январь 2021 www.secuteck.ru СПЕЦПРОЕКТ ТРанСПОРТная бЕзОПаСнОСТь Иван Тушко Специалист-эксперт в области обеспечения транспортной безопасности, магистр юриспруденции Интеграция транспортной безопасности Данная статья посвящена транспортной безопасности, специфике ее обеспечения на различных видах транспорта, а также анализу наиболее актуальных проблем, воз- никающих при реализации норм законодательства на транспортном комплексе. Особое внимание уделяется вопросам обеспечения антитеррористической защи- щенности при интеграции различных видов транспорта, поиску способов решения актуальных проблем. Представлен практический опыт и проанализированы скрытые угрозы, способные снизить эффективность устойчивого и безопасного функциониро- вания транспортного комплекса 1 Елисов Л.Н., Овченков Н.И. К вопросу структурного моделирования субъектов транспортной безопасности // Научный вестник МГТУ ГА. 2013. № 197. С. 58–62. 2 Тимченко А.В. Институционализация государственной политики обеспечения транспортной безопасности как форма интеграции системы государственной политики // Политическая наука. 2017. Спецвыпуск. С. 124–136. 3 Рыбин О.А., Попов В.В. Пути повышения транспортной безопасности на основе оценки функционального резерва элементов транспортного комплекса // Вестник Санкт- Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России. 2013. С. 16–23. 4 Захряпин Н.Ю. Успехи и проблемы в реализации Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте // Транспорт Российской Федерации. 2013. № 6 (49). С. 52–54.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw