Журнал "Системы Безопасности" № 6‘2020

S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 41 газоанализаторы, детекторы паров взрывчатых веществ и др.), а потому мы более тщательно подходим к вопросу выбора вещей своей руч- ной клади и багажа во избежание неприятных ситуаций 5 . Противоречия на границах объектов разных видов и типов транспорта Обращает на себя внимание проблема обес- печения транспортной безопасности на участ- ках, где осуществляется интеграция и взаимо- действие разных типов и видов транспорта. К примеру, большинство пассажиров не дога- дывается, что железнодорожный вокзал и железнодорожная станция являются разными категорированными объектами транспорта, для каждого должны быть разработаны свои меры защиты. но если вокзал и станция являются смежными и имеют общие границы, то оценку уязвимости каждого объекта проводят разные специализированные организации. И тут возни- кают противоречия в установлении КПП и гра- ниц зоны транспортной безопасности. а уж если такие противоречия возникают на одном виде транспорта, то что говорить, если смежными являются объекты разных видов транспорта. К примеру, в том же Владивостоке морской и железнодорожный вокзалы расположены в непосредственной близости друг к другу 6 . автором статьи были разработаны и внедрены регламенты взаимодействия работников Петер- бургского метрополитена и железнодорожных вокзалов ОаО "РЖД", имеющих технологиче- скую взаимосвязь. Созданные межотраслевые документы определили порядок взаимодей- ствия работников объектов различных видов транспорта при организации движения пасса- жиропотока, наступлении чрезвычайных ситуа- ций, организации эвакуации пассажиров и показали свою эффективность и целесообраз- ность на практике. но создать более качествен- ный комплекс мер, предусматривающий в том числе совместные мероприятия по транспорт- ной безопасности, оказалось невыполнимым в силу действия требований законодательства по антитеррористической защищенности по видам транспорта. Организационно-распорядительные документы в области транспортной безопасности (оценка уязвимости и план обеспечения транспортной безопасности) рассматриваются и утверждают- ся федеральными агентствами Минтранса Рос- сии по видам транспорта (Росжелдор, Росавиа- ция, Росавтодор, Росморречфлот). Однако надежной мерой защиты транспортного ком- плекса выглядит создание комиссии с участием представителей всех агентств, предметом рас- смотрения которой будут вопросы антитерро- ристической защищенности узловых транспорт- ных объектов. здесь же стоит упомянуть о важности осуществ- ления федерального государственного надзора в области обеспечения транспортной безопас- ности за объектами транспорта, имеющими тех- нологическое взаимодействие. без внимания остаются так называемые интегрированные транспортные узлы, где железнодорожный транспорт может иметь точки соприкосновения с объектами метрополитена, или объекты дорожного хозяйства, имеющие общие грани- цы с речным транспортом. В подобных случаях каждый владелец инфраструктуры руковод- ствуется своим разделом законодательства, а вопросы антитеррористической незащищен- ности на границе объектов разных видов и типов транспорта остаются без внимания над- зорных органов. Проблема№2. Несогласованность законодательства по транспортной безопасности Если 10 лет назад одним из главных недостат- ков была незавершенность формирования нор- мативной правовой базы, то сегодня это пре- образовалось в ее несогласованность и проти- воречивость. Многими работниками СТИ по-прежнему остро ощущается недостаточность научно-практиче- ских подходов, методик, моделей для анализа защищенности своего предприятия и примене- ния научно обоснованных решений в осуществ- лении антитеррористической защищенности. Следует признать, что государственная поли- тика в области транспортной безопасности, являющаяся неотъемлемой частью государст- венной транспортной политики Российской Федерации, на нормативном уровне урегули- рована не в полной мере. Правоприменители обращают внимание на тот факт, что в дей- ствующем законодательстве, регулирующем вопросы обеспечения транспортной безопас- ности, отсутствовала и до сих пор отсутствует дефиниция государственной политики транс- портной безопасности, не конкретизированы цели и меры, направленные на ее обеспече- ние 7 . Если же не ставить вопрос столь глобально, а обратить внимание на конкретные пробелы законодательства на практике, то стоит сказать, что сегодня процесс обеспечения безопасности объекта транспорта или транспортного средства состоит из этапов, представленных на рис. 3. При этом законодательством не предусмотрен срок обеспечения 1-го этапа (категорирова- ние), что создает условия незащищенности для объекта транспорта или транспортного сред- ства. Со сроками обеспечения 2-го и 3-го этапа все намного интереснее: отсутствует поправка законодательства о проведении закупочной деятельности, благодаря которому СТИ начи- нают реализовывать 2-й и 3-й этапы спустя 1–2 месяца после завершения процедур. 4-й этап (реализация ПОТб) предусматривает сроки выполнения в зависимости от категории, присвоенной на 1-м этапе. Однако здесь также не учитываются возникающие у работников СТИ проблемы с закупками, оснащением, опытной эксплуатацией технических средств и др. Вот и получается, что данные сроки установлены без реального видения работы транспортных предприятий и не выполняются большинством перевозчиков, что впоследствии приводит к административным штрафам со стороны Ространснадзора и снижению уровня антитерро- ристической защищенности (так как работникам СТИ становится важнее выполнить свою админи- стративную функцию в стремлении приблизить- ся к сроку завершения очередного этапа). www.secuteck.ru декабрь 2020 – январь 2021 СПЕЦПРОЕКТ ТРанСПОРТная бЕзОПаСнОСТь Различные виды транспорта Железнодорожный и морской вокзалы Владивостока 5 Тушко И.С. Безопасность или комфорт? // Безопасность и охрана труда на железнодорожном транспорте. 2019. № 5. С. 55–57. 6 Тушко И.С. Оценка уязвимости транспорта. Эффективность и методы улучшения // Безопасность и охрана труда на железнодорожном транспорте. 2019. № 6. 7 Тимченко А.В. Институционализация государственной политики обеспечения транспортной безопасности как форма интеграции системы государственной политики // Политическая наука. 2017. Спецвыпуск. С. 124–136.

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw