Журнал "Системы Безопасности" № 6‘2020
S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 42 Проблема№3. Низкий уровень федерального государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности Отрасль транспортной безопасности заслужи- вает большего государственного внимания, которое должно найти отражение в увеличении финансирования, повышении профессиональ- ной квалификации, создании новых научно- практических методик, в том числе в сфере дея- тельности Ространснадзора. начиная с 2016 г. благодаря расширению нор- мативной базы и созданию системы аттеста- ции сил обеспечения транспортной безопас- ности все работники транспортных предприя- тий и специализированных организаций, непосредственно осуществляющие работы по транспортной безопасности, начали обучаться на курсах повышения квалификации и прохо- дить специальную аттестацию, предоставляю- щую право быть допущенным к данной дея- тельности. Эти меры позволили людям полу- чить необходимую компетенцию в решении вопросов антитеррористической защиты. Однако почему данная аттестация, даже с уве- личенным объемом учебно-методической программы, не предусмотрена для тех, кто занимается проверкой и выявлением наруше- ний в области транспортной безопасности? Вопрос остается открытым. заместитель руководителя Федеральной служ- бы по надзору в сфере транспорта Владимир Черток еще в 2011 г. обращал внимание на ряд проблем, которые до сих пор не теряют актуаль- ности: l на проведение внеплановых проверок (в соответствии с поручениями президента РФ, Правительства РФ, Генеральной прокура- туры) требуются значительные финансовые затраты, не предусмотренные в бюджете Рост- ранснадзора. Следовательно, необходимо определить порядок, источники и нормы финансирования этих внеплановых меро- приятий со стороны как субъектов транспорт- ной инфраструктуры, так и органов госу- дарственной власти; l из-за текучести кадров по причине низкой заработной платы за год в Ространснадзоре сменилось 40% сотрудников; l в рамках действующего законодательства меры инспекторского и административного воздействия применяются только по факту свершившегося события и практически не могут носить эффективный профилактиче- ский, предупредительный характер; l размер штрафных санкций за нарушения транспортного законодательства в настоящее время незначителен и практически не оказы- вает влияния на регулирование деятельности предприятий; l при рассмотрении дел суды затягивают сроки принятия решения, а юридическое лицо про- должает осуществлять свою деятельность. Таким образом, нужно определить внесудебный поря- док, который бы в случае выявления нарушений позволял запрещать юридическим лицам осу- ществлять деятельность по обеспечению транс- портной и авиационной безопасности; l отсутствует нормативно регламентированное распределение ответственности и полномо- чий субъектов транспортной инфраструктуры, подразделений транспортной безопасности и правоохранительных органов по вопросам обеспечения транспортной безопасности 8 . необходимо понимать, что эти и другие пробле- мы контрольно-надзорной деятельности резко снижают ее эффективность и уровень обеспече- ния транспортной безопасности в целом. С тече- нием времени и развитием новых технологий возникают новые задачи в данном направлении, которые лишь добавляются в список проблем, уже выявленных ранее. Проблема№4. Недостаточный уровень информационного пространства Прежде чем отметить проблемы в данной сфере, хотелось бы выделить явные преимуще- ства современного информационного про- странства в области обеспечения транспортной безопасности. Весомый вклад в развитие отрасли вносят про- фессиональные сообщества (ассоциация "Транс- портная безопасность", фонд "Транспортная без- опасность"), являющиеся ключевыми оператора- ми коммуникаций в сфере обеспечения безопас- ности объектов стратегических отраслей эконо- мики страны. Проведение научно-практических конференций, форумов и семинаров, где про- исходит обмен мнениями, стало возможным благодаря работе этих организаций. Одним из недостатков в данной сфере является то, что представители транспортных компаний и специализированных организаций в области обеспечения транспортной безопасности край- не редко привлекаются в качестве экспертов для разработки научно-практических подходов, методик, моделей, стратегий, которые в даль- нейшем пополнят нормативную базу и будут носить общеобязательный характер. К числу основных функций Минтранса доклад 9 относит разработку с участием представителей федеральных органов исполнительной власти и транспортного сообщества новых нормативных правовых актов в области обеспечения транс- портной безопасности. В этом случае Минтранс не делегирует полномочия профессионалам, но привлекает их к участию в выработке важных нормативных решений. Представители профес- сионального сообщества входят в совещатель- ные и коллегиальные органы министерства, где с их участием решаются важнейшие вопросы. Тенденция последних лет свидетельствует о воз- росшей потребности в экспертном обеспечении политических решений, расширении консульта- ционной и информационной поддержки госу- дарственных политик. В СШа и Европе такую экспертную поддержку при формировании политического курса и при- нятии государственных решений оказывают "мозговые центры" (Think Tanks), которые являются связующим звеном между наукой и политической практикой. Их рекомендации основаны на научных разработках, что привно- сит в процесс принятия решений рационализм, прагматизм и непредвзятость, дистанцирован- ность от идеологических оценок 10 . В Российской декабрь 2020 – январь 2021 www.secuteck.ru СПЕЦПРОЕКТ ТРанСПОРТная бЕзОПаСнОСТь Установленная система мер по обеспечению транспортной безопасности Южное УГАДН Ространснадзора 8 Черток В.Б. Транспортная безопасность: как повысить эффективность контроля // Государство и транспорт. 2011. № 5 (36). С. 4–7. 9 Доклад министра транспорта Российской Федерации Максима Соколова "О результатах деятельности Министерства транспорта Российской Федерации за 2016 г., целях и задачах на 2017 г. и плановый период до 2019 г.". 10 Якунин В.И. 2016. Политика и социум: перспективы нового технократизма // Политическая наука. 2016. Спецвыпуск. С. 246.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw