Журнал "Системы Безопасности" № 6‘2020

S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 43 Федерации, несмотря на деятельность различ- ных экспертных организаций, их участие в про- цессе формирования государственных политик пока сравнительно невелико. Многие научные исследования для практиков в России прово- дятся высшими учебными заведениями или специально создаваемыми при них научными лабораториями 11 . Проблема№5. Требования законодательства не учитывают тип объектов транспортной инфраструктуры Данный вопрос заслуживает отдельного рас- смотрения и является одним из наиболее острых для работников СТИ, непосредственно осуществ- ляющих работы по транспортной безопасности. Для каждого вида транспорта постановлением Правительства РФ в форме отдельного норма- тивного правового акта приняты требования по обеспечению транспортной безопасности и антитеррористической защищенности. Несмотря на различия в технологическом процессе каж- дого вида транспорта, требования носят типо- вой характер. В этом аспекте особенно важен тот факт, что требования не в полной мере отра- жают специфику и особенности транспорта и, что наиболее важно, не учитывают тип объекта транспортной инфраструктуры. Рассмотрим это на примере метрополитена, для которого действуют требования постановления Правительства РФ от 05.04.2019 г. № 410. В настоящее время существует пять типов кате- горированных объектов: станция, тоннель, электродепо, электроподстанция, пункт управ- ления движением. Далее указаны требования, обязательные к исполнению СТИ на каждом из данных типов объектов метрополитена. И если проведение всего перечисленного комплекса мероприятий на станции метро кажется более чем обоснованным с точки зрения выполнения организационных мер и оснащения технически- ми средствами, то аналогия с тоннелем или электроподстанцией становится нелогичной, а подчас нецелесообразной. Так, для тоннеля и электроподстанции, которая часто может являться отдельно стоящим здани- ем в жилом дворе, СТИ обязан организовать пропускной и внутриобъектовый режимы, уста- новить КПП, оснастить объект техническими средствами (в том числе обеспечивающими идентификацию физических лиц, обнаружение и распознавание характера событий), прово- дить досмотр, наблюдение и собеседование на КПП, выделить отдельные помещения и обору- довать их для размещения работников подраз- делений транспортной безопасности и времен- ного хранения предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения. Эффективные действия будучи сложным интегрированным механиз- мом, транспортная система невозможна без четкой структурированности и упорядоченно- сти. В то же время разграниченное по видам транспорта обеспечение транспортной безопас- ности способно создать уязвимые участки анти- террористической защищенности транспортно- го комплекса государства. С учетом выявленных проблем предлагаются следующие пути решения: 1. Инициировать создание комиссии с участием представителей всех федеральных агентств Минтранса России (Росжелдор, Росавиация, Росавтодор, Росморречфлот), Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и пред- ставителей транспортных организаций в целях рассмотрения вопросов обеспечения транспорт- ной безопасности и антитеррористической защи- щенности объектов транспортной инфраструкту- ры, имеющих технологическое взаимодействие. 2. Уделить внимание гармонизации законода- тельства о транспортной безопасности со смеж- ными юридическими институтами. Установить сроки реализации этапов обеспечения транс- портной безопасности объекта транспорта или транспортного средства, предусматривающие вопросы закупочной деятельности, оснащения инженерно-техническими средствами и др. 3. В целях выработки государственной полити- ки рассмотреть вопрос создания единой струк- туры управления транспортной безопасностью, интегрирующей интересы всех участников про- цесса, с привлечением отраслевого, научного и экспертного сообщества. 4. Для повышения эффективности принимае- мых мер по антитеррористической защищенно- сти разработать требования по обеспечению транспортной безопасности для каждого вида транспорта, предусматривающие технологиче- ские особенности различных типов объектов транспорта и транспортных средств. Транспортный комплекс России является еди- ным, интегрированным и многоотраслевым механизмом, объединяющим большое количе- ство сложных процессов обеспечения. Развитие технологий и появление новых угроз диктует направлению транспортной безопасности необходимость совершенствоваться и создавать новые методы и стратегии. Обеспечение анти- террористической защищенности может быть достигнуто при своевременном решении про- блем, возникающих в том числе при интегра- ции различных видов транспорта. n www.secuteck.ru декабрь 2020 – январь 2021 СПЕЦПРОЕКТ ТРаНСПОРТНая бЕзОПаСНОСТь 11 Тимченко А.В. Институционализация государственной политики обеспечения транспортной безопасности как форма интеграции системы государственной политики // Политическая наука. 2017. Спецвыпуск. С. 124–136. Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru Редакция советует В статье рассказывается о специфике обеспечения безопасности на различных видах транспорта, наиболее актуальных проблемах и способах их решения. Оборудование и решения для транспортной безопасности предлагают разработчик и про- изводитель технических средств видеонаблюдения, мониторинга и автоматизации компания "БИК-Информ", крупнейший поставщик услуг по контролю доступа на глобальном рынке компания dormakaba, разработчик и производитель оборудова- ния для систем видеонаблюдения НПП "Бeвард". Нина Николаева Программный директор форума "Технологии безопасности" Культура транспортной безопасности В данной статье автор подводит к выводу о зависимости уровня обеспечения транс- портной безопасности от уровня культуры транспортной безопасности и предлагает меры по ее совершенствованию. Повышение культуры транспортной безопасности существенно укрепит национальную безопасность, и потому это задача государст- венной важности В последние годы понятие "культура без- опасности" прочно вошло в повседнев- ный обиход. Но, несмотря на значительное количество современных научных публика- ций, посвященных данной теме, вопросам формирования культуры безопасности в области обеспечения транспортной безопас- ности уделяется недостаточное внимание. Так, в нормативных правовых документах, регулирующих сферу транспортной безопас- ности, данный вопрос не отражен. Научное осмысление роли культуры транспортной безопасности на сегодняшний день также отсутствует.

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw