Журнал "Системы Безопасности" № 6‘2020

S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 44 Понятие "культура безопасности" на сегодняшний день устоявшегося определе- ния "культура безопасности" не существует. Сам термин пришел к нам из атомной энергетики и впервые был употреблен в Итоговом докладе Международной консультативной группы по ядерной безопасности о совещании по рассмот- рению причин и последствий аварии в Черно- быле в 1986 г., где под этим термином пони- мался "такой набор характеристик и особенно- стей деятельности организаций и поведения отдельных лиц, который устанавливает, что про- блемам безопасности аЭС, как обладающим высшим приоритетом, уделяется внимание, определяемое их значимостью" 1 . Через некоторое время понятие прочно вошло в корпоративную культуру атомной энергетики и промышленного производства. В современ- ных документах, например концерна "Росэнер- гоатом" формирование, поддержание и разви- тие культуры безопасности определяется "как фундаментальная основа обеспечения безопас- ности атомных станций" 2 . В области промышленного производства культу- ра безопасности рассматривается как элемент культуры производства, где особое место отво- дится гуманизации и охране труда, снижению производственного травматизма. Примечатель- ной является представленная в 2017 г. на XXI Все- мирном конгрессе по безопасности и гигиене труда в Сингапуре Концепция "нулевого травма- тизма" (Vision Zero) как "качественно новый под- ход к организации профилактики, объединяю- щий три направления – безопасность, гигиену труда и благополучие работников на всех уров- нях производства" 3 . Это качественно новый под- ход к организации всей системы охраны труда на предприятии, в первую очередь в области про- филактики. В основе – осознанная деятельность всех участников производственного процесса, начиная от собственника предприятия и заканчи- вая работниками, с целью предотвратить любые несчастные случаи на производстве. Минтруд России также стал официальным партнером гло- бальной кампании Концепции "нулевого травма- тизма". Понятие "культура безопасности" быстро вышло из рамок опасного производства и распростра- нилось на предприятия различной направлен- ности. Исследователи пришли к выводу, что своевременная корректировка небезопасных действий работника и формирование осознан- ного безопасного поведения не только позво- ляют предотвратить различные несчастные слу- чаи, но и положительно влияют на репутацию компании. Сегодня в области управления профессиональ- ными рисками на предприятиях используется достаточно методов и моделей для аудита и анализа, формирования и развития культуры безопасности. Общей идеей является последо- вательная необходимость проведения политики профилактики, включающей в себя условия труда, организацию труда, социальные отноше- ния и психофизические характеристики каждо- го работника. Перечислим самые популярные модели: кривая безопасности брэдли, теория "домино" В.Х. Хайнриха, модель зрелости куль- туры безопасности М. Флеминга и П. Хадсона. например, ПаО "Газпромнефть", используя модель П. Хадсона в развитии культуры без- опасности, ориентировано "на вовлечение в процесс повышения уровня культуры безопас- ности всех сотрудников" 4 . МЧС России в сфере своих полномочий опери- рует понятием "культура безопасности жизне- деятельности населения", под которым понима- ется "целостное, многоуровневое и многоком- понентное образование, определяющее совре- менное развитие личности, проявляющееся в умении действовать в условиях различных по характеру ЧС" 5 . Таким образом, культура без- опасности распространяется не только на сотрудников предприятий и организаций, но и на всех граждан. Для формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения предусмотрено обучение в рамках учебно-вос- питательного школьного курса "Основы без- опасности жизнедеятельности" (ОбЖ), а также проведение учений по вопросам гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и без- опасности людей на водных объектах. В транспортной отрасли сформирован подход к культуре безопасности в основном как к эле- менту корпоративной культуры, причем по видам транспорта. Так, например, в документах Международной организации гражданской авиации (ICAO) под культурой авиационной безопасности подразумевается "набор привы- чек, разделяемых тем или иным сообществом, как в виде мысленного настроя, так и общего применения рабочих процессов для поддержа- ния авиационной безопасности" 6 . а согласно п. 4 Стратегии обеспечения гарантированной безопасности и надежности перевозочного про- цесса в холдинге "РЖД" 2015 г. культура без- опасности движения определена как "ключевой индикатор эффективности системы менедж- мента безопасности движения", и для ее разви- тия разработана своя нормативно-правовая база 7 . Культура безопасности в области безопасности дорожного движения рассматривается иначе. Она направлена уже не только на должностных лиц. Так, в рамках поручения президента по итогам Госсовета 2016 г. в поддержку реализа- ции майских указов президента, а также Стра- тегии повышения безопасности дорожного дви- жения 2018–2024 гг. реализуется широкомас- штабный информационно-просветительский проект "Культура на дорогах", ориентированный на всех участников дорожного движения и при- званный "создать культурный пласт поведенче- ских норм, который будет включать в себя не только следование букве правил, но и появле- ние канонов культурного поведения на дороге" 8 . ГИбДД России проводит различные мероприя- тия с целью повышения уровня культуры води- телей и пешеходов. надо обратить внимание на то, что, несмотря на значительное количество современных научных публикаций, посвященных культуре безопасности, единое научное осмысление дан- ного понятия в области обеспечения транспорт- ной безопасности отсутствует. Государственную политику в области обеспече- ния транспортной безопасности в нашей стране формирует Министерство транспорта Россий- ской Федерации, оно же отвечает за создание нормативной базы в сфере транспортного ком- плекса. ни в одном нормативном правовом документе Минтранса России вопросы форми- рования культуры транспортной безопасности не отражены. Культура транспортной безопасности Культура транспортной безопасности – ключе- вое звено всей современной культуры безопас- ности. Связано это прежде всего с тем, что нет сегодня человека, которому удалось бы избе- жать взаимодействия с транспортом. Транс- порт – неотъемлемая и необходимая состав- ляющая нашей жизни, абсолютно всех слоев населения независимо от возраста или сферы деятельности. И с каждым годом, благодаря научно-техническому прогрессу, транспорт ста- новится все более интеллектуальным, высоко- скоростным, грузоподъемным и комфортным. Появляются новые виды транспорта (беспилот- ный транспорт, поезда на магнитной подушке, автобус-амфибия, Hyperloop и др.). Даже малейший сбой в работе транспортного ком- плекса может обернуться для государства колоссальными потерями – материальными, человеческими, экологическими, технологиче- скими. Поэтому транспортные средства отнесе- ны к категории источников повышенной опас- ности, а вся транспортная система определяется как система высокорисковых объектов. Взаимо- действие с транспортной системой требует от каждого человека строгого соблюдения норм и правил, повышенной личной ответственности и дисциплины. Очевидна зависимость уровня обеспечения транспортной безопасности от уровня культуры транспортной безопасности. декабрь 2020 – январь 2021 www.secuteck.ru СПЕЦПРОЕКТ ТРанСПОРТная бЕзОПаСнОСТь 1 Ефимова О.В., Комарова Ю.В. Культура безопасности как элемент организационной культуры транспортных компаний // Мир транспорта. 2019. № 17 (3). С. 236. 2 Заявление о Политике АО "Концерн Росэнергоатом" в области культуры безопасности от 02.07.2018 г. URL: https://www.rosenergoatom.ru/upload/iblock/fd4/fd4407dd847ddf180f21ae8de9c64c7f.pdf (да та обращения: 10.08.2020). 3 Минтруд России стал официальным партнером глобальной кампании Концепции "нулевого травматизма" 12 декабря 2017 г. // Официальный сайт Минтруда России. 4 Навигатор по основам культуры безопасности. Нефтегазстройпрофсоюз России. URL: https://www.rogwu.ru/content/bl_files_docs/КБ%2004.04.19%20на%2014.40%20окончат.pdf (да та обращения 20.05.2020). С. 26. 5 Снегирев А.В. Формирование у будущих учителей основ культуры безопасной жизнедеятельности в процессе изучения специальных дисциплин: автореф. канд. педагог. наук. Тула, 2007. С. 11. 6 Материалы второй конференции высокого уровня по авиационной безопасности. Монреаль, 29–30 ноября 2018 г. // [Электронный ресурс] URL: https://www.icao.int/Meetings/HLCAS2/Documents/PROMOTING%20SECURITY%20CULTURE.RU.pdf (да та обращения: 22.12.2019). 7 См. п. 4 Стратегии обеспечения гарантированной безопасности и надежности перевозочного процесса в холдинге "РЖД". Утверждена распоряжением ОАО "РЖД" от 8 декабря 2015 г. № 2855р. 8 По материалам сайта проекта "Культура на дорогах". URL: https://bezdtp.ru/bezdtp/ru/culture_on_road_index (да та обращения: 12.05.2020).

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw