Журнал "Системы Безопасности" № 6‘2020
S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 45 Под культурой транспортной безопасности предлагается понимать комплекс мер по созда- нию в обществе сознательного исполнения предписаний и требований транспортной без- опасности при любом взаимодействии с транс- портным средством или транспортной инфра- структурой. Культура транспортной безопасно- сти должна строиться на осознании всех рис- ков, угроз и личной ответственности. Возьмем для примера автомобильный транс- порт. В России сегодня это самый опасный вид транспорта. По данным ГИбДД России, в 2018 г. в России в дорожно-транспортных происше- ствиях погибли более 16 тыс. человек 9 . По сло- вам спецпосланника генсека ООн по безопас- ности дорожного движения Жана Тодта, смерт- ность в ДТП на российских дорогах приобрела катастрофичный характер вследствие следую- щих причин: "недостатки в образовании води- телей и пешеходов, вождение в нетрезвом виде, использование телефонов за рулем, а также изъяны в правовом преследовании нару- шителей" 10 . алкогольное опьянение водителей – причина каждой десятой аварии 11 . Подобные аварии имеют наибольшую тяжесть последствий по сравнению с другими видами ДТП. Опросы показали, что большинство россиян в принципе игнорируют даже элементарно пристегиваться за рулем или использовать детское кресло для перевозки детей в автомобиле 12 . В майских указах президента России Владимира Путина в качестве одной из целей заявлено сни- жение смертности в результате дорожно-транс- портных происшествий в 3,5 раза по сравнению с 2017 г. – до уровня, не превышающего четырех человек на 100 тыс. населения (к 2030 г. – стремление к нулевому уровню смертности). Эксперты констатируют, что для реализации дан- ной цели потребуются "новые меры и инструмен- ты, предполагающие более сложные инфра- структурные, градостроительные решения и, что самое главное, изменение поведения людей" 13 . Исследуя вопросы безответственного поведе- ния и ошибочных действий людей при взаимо- действии с транспортом, эксперты часто используют термин "человеческий фактор" (ЧФ). Ведь именно ЧФ является причиной большинства происшествий на транспорте или предпосылок к ним. Достичь снижения его влияния на показатели аварийности обычно предлагается с помощью различных мер, чаще всего юридических, ужесточая меру ответствен- ности за несоблюдение правил и норм, и орга- низационно-технических, внедряя различные автоматизированные системы управления. Вопросы снижения влияния человеческого фак- тора находятся в русле более широкой пробле- матики – формирования культуры безопасно- сти, которая, в свою очередь, является важней- шей составляющей общечеловеческой культу- ры. необходимо менять подход к вопросам обеспечения безопасности в обществе, форми- ровать понимание и осознанность действий и бездействий каждого члена общества в вопро- сах обеспечения безопасности, устранять основные поведенческие факторы риска, а зна- чит необходим комплексный подход к форми- рованию культуры безопасности. И данный вопрос должен быть рассмотрен широко и с прицелом на долгосрочную перспективу. При этом культуру транспортной безопасности целесообразно разделить на: l культуру транспортной безопасности долж- ностных лиц/персонала; l культуру транспортной безопасности населения. Культура транспортной безопасности должностных лиц/персонала не вызывает сомнений, что персонал, отвечаю- щий за обеспечение транспортной безопасно- сти, должен быть профессионально, психофи- зически и мотивационно подготовлен к ответ- ственности, которая на него возложена. Для этого важно уделять внимание тщательному отбору и обучению персонала, в том числе навыкам командной работы. Самые иннова- ционные технические средства и устройства оказываются малоэффективными для обеспече- ния безопасности при низком уровне культуры безопасности персонала. Поэтому должен быть обязательно обеспечен тотальный и постоянный контроль над использованием указанных техни- ческих средств и устройств. Так, по вине недосмотра службы безопасности аэропорта Шарм-Эль-Шейх произошла авиака- тастрофа российской авиакомпании "Кога- лымавиа" над Синаем в 2015 г. Сотрудника аэропорта как "своего" не стали досматривать, нарушив процедуру, и он пронес бомбу на борт самолета. Как следствие – гибель 217 пассажи- ров и семи членов экипажа. В 2018 г. на Второй конференции высокого уровня по авиационной безопасности меры по "развитию культуры авиационной безопасности среди всех сотруд- ников/подрядчиков, работающих в секторе воздушного транспорта или обслуживающих его деятельность", названы оптимальным спо- собом борьбы с обострившейся инсайдерской угрозой 14 . В этой связи следует выделить два принципи- альных момента. Во-первых, повышение уровня культуры транс- портной безопасности должностных лиц/пер- сонала напрямую связана с необходимостью минимизировать влияние ЧФ и внедрением автоматизированных систем обеспечения без- опасности, таких как система контроля доступа с применением биометрических технологий и постоянным видеомониторингом действий персонала. Требования к знаниям и навыкам персонала, к его квалификации, системе допус- ка к работе установлены Федеральным законом "О транспортной безопасности" и специальны- ми постановлениями Правительства РФ. Во-вторых, необходимо заметить, что на сего- дняшний день все уязвимые объекты транспорт- ной инфраструктуры в Российской Федерации – вокзалы, аэропорты, метро, портовые и гидро- технические сооружения – оснащены специали- зированными современными техническими средствами и устройствами, обеспечивающими защиту от актов незаконного вмешательства. но эффективность их работы зависит полностью от действий персонала и сотрудников, от их опыт- ности, профессионализма, мотивации и личной ответственности. Следовательно, требования к должностным лицам/персоналу, отвечающему за обеспечение транспортной безопасности, "долж- ны не только включать шаблонные компетенции в области охранных технологий и техники, но и формировать личность в творческом и в профес- сиональном плане" 15 . В этом отношении не менее важны не просто, например, контроль за состоя- нием здоровья машиниста, но и его привержен- ность здоровому образу жизни, а также его пси- хоэмоциональное здоровье. Требуется посто- янная работа штатных психологов, особенно в связи с выявленными инцидентами. Все ли пред- приятия транспортного комплекса уделяют этому внимание или готовы уделять? Культура транспортной безопасности населения По мнению экспертов, "анализ причин возник- новения транспортных аварий и катастроф показывает, что основными из них являются "человеческий фактор" и низкая транспортная культура населения" 16 . Уровень культуры транс- портной безопасности и культуры безопасности вообще у населения России не может не вызы- вать опасений. В первую очередь виной тому царящие в обще- стве социальные болезни: алкоголизация насе- ления, недисциплинированность, безответ- ственность, пренебрежительное отношение к окружающим людям, укрывательство, наме- ренное бойкотирование правил и др. Можно с уверенностью утверждать, что безот- ветственное поведение и хулиганство при взаи- модействии с транспортными средствами и www.secuteck.ru декабрь 2020 – январь 2021 СПЕЦПРОЕКТ ТРанСПОРТная бЕзОПаСнОСТь 9 Названо число погибших в ДТП россиян в 2018 году // [Электронный ресурс]. URL: https://www.ridus.ru/news/290134 (д ата обращения: 22.03.2019). 10 В ООН назвали основные причины смертности на российских дорогах // РБК. 17 ноября 2019 г. URL: https://www.rbc.ru/society/17/11/2019/5dd0abae9a79476b5615ea87 (дата обращения: 12.05.2020). 11 Глава ГИБДД Михаил Черников: каждое десятое ДТП – по вине пьяных водителей // Аргументы и факты. 01.07.2020. URL: https://aif.ru/auto/gibdd/glava_gibdd_mihail_chernikov_kazh- doe_desyatoe_dtp_po_vine_pyanyh_voditeley (дата обращения: 10.08.2020). 12 7 мифов о ремнях безопасности: ГИБДД проводит акцию // За рулем. URL: https://www.zr.ru/content/news/920377-po-shchelchku-mify-i-pravda-o-rem/ (да та обращения: 10.08.2020). 13 Пьянкова А.И., Фаттахов Т.А. Смертность от дорожно-транспортных происшествий в России: подходы к оценке, тенденции и перспективы // Демографическое обозрение. Том 6 № 3 (2019). URL: https://demreview.hse.ru/article/view/9855(д ата обращения: 12.05.2020). 14 Рабочий документ Второй конференции высокого уровня по авиационной безопасности. Монреаль, 29–30 ноября 2018 г. URL: https://avialaw.blog/sites/default/files/mp_12_insayder- skaya_ugroza_i_kultura_obespecheniya_aviacionnoy_bezopasnosti.pdf (дата обращения: 12.05.2020). 15 Андреев К.Ю. Человеческий фактор в системе обеспечения экономической безопасности Российской Федерации в сфере транспортной инфраструктуры // "Вопросы российского и международного права. 2015. № 10. С. 170—181. 16 Аюбов Э.Н., Твердохлебов Н.В., Хоруженко А.Ф. // Комплексный подход МЧС России к формированию культуры безопасности жизнедеятельности: монография. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2012. С. 29.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw