Журнал "Системы Безопасности" № 6‘2020

S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 46 транспортной инфраструктурой, несмотря на существующую в том числе уголовную ответ- ственность, – распространенное явление в современной России. Сюда относятся такие угрожающие явления, как "зацепинг", "руфрай- динг", "трейнхоппинг", хождение по железнодо- рожным путям в неустановленных местах перед идущим поездом, использование лазерных ука- зок, забрасывание камнями поезда, курение на борту самолета, драки за парковочные места, неиспользование детского автомобильного кресла, нахождение в зоне работы транспорта в состоянии алкогольного опьянения, вождение транспорта в наушниках и др. В постановлении Мосгордумы № 40 от 13.03.2019 г. отмечаются участившиеся случаи травматизма и гибели подростков на железно- дорожном транспорте при проезде на внешней стороне поезда (на крыше, между вагонами, с торцевой стороны головной или хвостовой части поезда). Говоря о широкой распростра- ненности "зацепинга" среди несовершеннолет- них, в данном постановлении, в частности, ука- зывается на его разновидности – "трэйнхопинг", "руфрайдинг", "трэйнрайдинг", "трейнсерфинг", "андервагонрайдинг". несмотря на жесткие санкции и уголовное наказа- ние, по вине нетрезвых водителей в России до сих пор происходит каждая десятая авария, и погибает в подобных авариях каждый четвертый 17 . Отдельная проблема – это деструктивное пове- дение пассажиров на борту воздушного судна, так называемые авиадебоширы. Поведение подобных пассажиров характеризуется нецен- зурной бранью, отказом соблюдать правила авиаперевозчика (курение на борту, распитие алкогольных напитков, отказ пристегиваться ремнем безопасности и т.д.), драками и угроза- ми захвата воздушного судна. Действия авиаде- боширов могут угрожать общественному поряд- ку и безопасности полетов. В связи с участивши- мися хулиганскими действиями пассажиров в 2017 г. были внесены поправки в Воздушный кодекс, которые позволили авиакомпаниям составлять черные списки подобных личностей. но проблема до сих пор стоит достаточно остро. В апреле 2019 г. ПаО "аэрофлот" провело кон- ференцию по проблемам противодействия деструктивным пассажирам, где участники акцентировали особую опасность участившихся ситуаций запугивания и применения физическо- го насилия в отношении экипажа . большинство авиадебоширов находится в состоянии алко- гольного или наркотического опьянения. Формирование культуры безопасности Основы культуры безопасности в самом широ- ком смысле должны быть заложены уже в дет- стве в процессе воспитания и обучения через привитие ценностей и убеждений в жизненной важности обеспечения собственной безопасно- сти и безопасности окружающих людей, фор- мирования паттернов безопасного поведения в различных жизненных ситуациях. При этом формирование культуры транспорт- ной безопасности населения невозможно делать в отрыве от всех других аспектов без- опасности жизнедеятельности и от воспитания общей культуры. Оно включает в себя множе- ство направлений: 1. Психологическая профилактика (мотивиро- вание и стимулирование безопасной деятель- ности, воспитание паттернов безопасного пове- дения в различных жизненных ситуациях, в раз- витии способности самостоятельно определять свои действия и поступки). 2. Формирование умений и навыков действий в чрезвычайных ситуациях, вызванных авария- ми на транспорте и объектах транспортной инфраструктуры. 3. Информирование и просвещение. 4. Организация досуга, особенно для несовер- шеннолетних. 5. Разработка и реализация программ, способ- ствующих формированию безопасного поведе- ния, и др. Нужен комплексный подход наше государство уделяет большое внимание вопросам формирования культуры безопасности, так как обеспечение безопасности населения является одним из главных элементов высокого уровня жизни. Так, 2018 год был объявлен Годом культуры безопасности в России. МЧС России и Минобрнауки России активно используют различ- ные социально-просветительские методы для формирования у населения культуры безопасно- сти, например, при проведении занятий по курсу "Обеспечение безопасности жизнедеятельности" (ОбЖ) в учебных заведениях и общественных организациях. направлены они в основном на формирование правильного поведения личности в условиях чрезвычайных ситуаций. Отдельным вопросом стоит качество донесения материала, его актуальность, используемые методы подачи информации. Идет подготовка "для галочки" или удается вызвать интерес у учащихся? Используют- ся ли современные источники подачи информа- ции, отвечающие требованиям XXI века? насколь- ко усваивается материал учащимися? а главное – какой эффект дают эти занятия? но этот вопрос требует отдельного изучения и анализа. несмотря на широкое общее согласие относи- тельно важности развития культуры безопасно- сти в транспортном комплексе, до настоящего времени практические действия по формиро- ванию комплексного подхода и общей идеоло- гии данного вопроса в транспортной отрасли предпринимались в относительно ограничен- ном масштабе. Как уже отмечалось ранее, есть опыт отдельных крупных корпораций, таких как ОаО "РЖД", в области формирования культуры транспортной безопасности должностных лиц/персонала. Масштабная работа с населе- нием ведется ГИбДД МВД России по снижению аварийности на дорогах (большое количество программ, акций). В общем и целом приходит- ся констатировать отсутствие комплексного подхода к данному вопросу, а также оценки эффективности уже проведенной работы. Все вышесказанное указывает на назревшую необходимость проведения фундаментального аудита относительно культуры транспортной безопасности населения. Кроме того, необходимо рекомендовать Минтрансу России совместно с МЧС России и Минобрнауки России и при взаимодействии с субъектами транспортной отрасли изучить и проанализировать опыт ОаО "РЖД", а также соответствующий опыт, накопленный в области обеспечения безопасности полетов, и провести комплексные исследования по вопросам форми- рования культуры транспортной безопасности должностных лиц, задействованных в системе обеспечения транспортной безопасности Россий- ской Федерации, с целью тиражирования поло- жительного опыта на все предприятия отрасли. В дальнейшем на основании проведенного аудита и комплексных исследований необходи- мо выстроить систему формирования, развития и управления культурой транспортной безопас- ности с привлечением Государственной Думы ФС РФ, Министерства транспорта РФ, Мини- стерства внутренних дел РФ и других мини- стерств и ведомств и разработать Концепцию повышения культуры транспортной безопасно- сти Российской Федерации. Есть также необхо- димость доработки действующего законода- тельства. Это масштабная работа, требующая глубокой научной проработки, скоординиро- ванных действий органов государственной вла- сти, а также включения в этот процесс обще- ственных институтов. Только комплексный под- ход, направленный на все категории граждан и при объединении общих усилий государства, общества и человека, позволит активно форми- ровать и развивать культуру транспортной без- опасности, которая станет важным фактором укрепления транспортной безопасности. В этой связи требуется обратить внимание на еще один немаловажный факт. Согласно Страте- гии национальной безопасности, транспортная безопасность является одной из составляющих национальной безопасности РФ наряду с госу- дарственной, общественной, информационной, экологической, экономической, энергетической безопасностью, безопасностью личности и обо- роной нашей страны 19 . При этом, по мнению экс- пертов, "национальная безопасность находится в прямой и сильной зависимости от уровня обес- печения транспортной безопасности" 20 . а уро- вень обеспечения транспортной безопасности очевидно зависит от уровня культуры транспорт- ной безопасности как населения, так и долж- ностных лиц/персонала. Соответственно, фор- мирование и повышение культуры транспортной безопасности как важного звена обеспечения транспортной безопасности – необходимая акту- альная задача государственной важности. n декабрь 2020 – январь 2021 www.secuteck.ru СПЕЦПРОЕКТ ТРанСПОРТная бЕзОПаСнОСТь Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru 17 ГлаваГИБДДМихаилЧерников:каждоедесятоеДТП–повинепьяныхводителей//Аргументыифакты.01.07.2020.URL: https://aif.ru/auto/gibdd/glava_gibdd_mihail_chernikov_kazhdoe_desyatoe_dtp_po_vine_pyanyh_voditeley(да таобращения:10.08.2020). 18 "Аэрофлот" провел конференцию по проблемам противодействия деструктивным пассажирам // Российская газета. 11.04.2019. URL: https://rg.ru/2019/04/11/aeroflot-provel-konferenciiu-po-problemam-protivodejstviia-destruktivnym-pas- sazhiram.html (дата обращения: 12.05.2020). 19 Стратегия национальной безопасности. Утв. Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/40391/page/1 20 Якунин В.И. Политология транспорта. Политическое измерение транспортного развития: М., 2006. С. 277.

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw