Журнал "Системы Безопасности" № 6‘2020

К О М П Л Е К С Н А Я Б Е З О П А С Н О С Т Ь , П Е Р И М Е Т Р О В Ы Е С И С Т Е М Ы 85 www.secuteck.ru декабрь 2020 – январь 2021 Т р а н с п о р т ный КПП – непро- стое звено в системе физической защиты периметра любого объекта. И не толь- ко из-за того, что этот участок пери- метра насыщен раз- нообразными физи- ческими барьера- ми, электроникой, системами контроля и управ- ления доступом (СКУД), видеонаблюдения, освещения и др. Помимо технической состав- ляющей, здесь немаловажную роль играют алгоритмы работы, разработанные с учетом различных ситуаций, включая чрезвычайные. Проектирование транспортного КПП как ком- плекса охранных систем и инженерно-техниче- ского оборудования тоже довольно сложный процесс: проектировщик работает с разными заказчиками и производителями продукции, при этом нет и не может быть единого подхода к различным объектам. Нет и не может быть единой нормативной базы. Тем не менее ком- плекс должен обеспечивать безопасность любых объектов при существующем разнообразии предъявляемых к нему требований. Перечень обязательного оборудования в нормативных документах имеется, но каким образом должны функционировать противотаранные шлагбаумы, ворота, досмотровые шлюзы и как это все долж- но взаимодействовать, в них не сказано. Обойти узкие места Сегодня нет четкого понимания тактики охра- ны, и рынку давно уже требуется ее разработ- ка. По этой причине остаются открытыми мно- гие вопросы проектирования АТКПП. При этом сам процесс проектирования должен прохо- дить уже на отлаженном оборудовании. Сего- дня же все вынуждены собирать комплекс из россыпи отдельных элементов. В конечном итоге после сдачи объекта у эксплуатирующей организации возникают проблемы с времен- ными интервалами, с отметками в журнал событий и пр. Отсюда вывод: не комплекс должен состоять из элементов оборудования и изделий, а элемен- ты оборудования и изделия должны входить в комплекс. К сожалению, не все понимают разницу между этими определениями. К тому же эксплуатирующие организации (службы) зачастую не имеют опыта работы с АТКПП. И прежде чем писать техническое задание, их представителям имело бы смысл познакомиться с АТКПП в действии на каком- либо объекте либо на производственной пло- щадке производителя, чтобы понять его воз- можности, обозначить для себя проблемные узлы и уже на основании увиденного сформу- лировать требования к комплексу под свой объект. Производители пытаются каким-то образом обойти узкие места: разрабатывают набор типовых проектных решений, предлагают вме- сте со своими изделиями рассмотреть какие-то модели нарушителя, возможные тактики при том или ином действии нарушителя. Но при этом учитываются возможности производите- ля, а не потребности эксплуатирующей органи- зации. Нужно понимать, что ни производитель, ни проектировщик, ни заказчик в отсутствие понимания определенной тактики никогда не договорятся. Такая ситуация вынуждает и про- изводителя, и проектировщика, и монтажника постоянно решать массу вопросов и бесконеч- но доводить, доводить и доводить АТКПП на объекте до логического завершения, так же как и при строительстве Вавилонской башни. Нужно менять ситуацию Было бы правильно, если бы для начала раз- работчик и заказчик в творческом союзе с про- ектировщиком сформулировали вопросы и тактики, и применяемости, и обслуживания. А лучше всего, если бы они имели возмож- ность поработать, попробовать что-то на образцах, чтобы понять логику и время алго- ритмов работы и т.д. и т.п. Но сегодня ситуация обратная: все эти вопро- сы, в том числе тактики, решает монтажник, потому что ему сдавать работу. Именно он является заложником не до конца проработан- ного проекта, заложником плохо совместимой (совмещаемой) продукции, заложником непроработанного технического задания. И деваться монтажнику некуда, ему надо реа- лизовывать проект. Проектировщик делает проект, исходя из тре- бований, которые заказчик не всегда может точно сформулировать перед началом работ. Далее поставщик и монтажник, каждый на определенном этапе, решают свою задачу. И конечный результат их не очень интересует. Когда все сделано – разработан проект, закуп- лено оборудование, произведены его монтаж и пусконаладочные работы, все работает: лампоч- ки мигают, шестеренки крутятся – работа прини- мается… И сразу же с началом эксплуатации начинают выявляться нестыковки: несогласован- ное время работы исполнительных устройств, отказ отдельных элементов, пропадание питания и необходимость обеспечения работы устройств в ручном режиме, при этом приходится брать несколько разных ключей. К тому же выясняется, что нельзя изменить или скорректировать алго- ритм работы АТКПП силами персонала эксплуа- тирующей организации и т.д. и т.п. А спросить за это уже не с кого. Каждый на своем этапе все сделал правильно, как поло- жено… Только башня почему-то упала?! Решать проблемы совместно Резюмируем проблемы АТКПП: 1) это самое уязвимое место в системе охраны периметра; 2) сложность построения самого комплекса с набором множества функций, которые должны быть в нем реализованы; 3) эти функции зачастую не подкреплены воз- можностями производителя и продуктами, которые производитель выпускает совершенно разными и не всегда подходящими для АТКПП как единого комплекса; 4) функции также не подкреплены алгоритма- ми, которые должны применяться, и каким- либо набором типовых проектных решений, которые идут от проектирования к конструиро- ванию, в производство, на монтаж и далее к обслуживанию. К сожалению, эта сложнейшая система сегодня ушла в сторону компиляции, неквалифициро- ванного исполнения проектировщиками и неквалифицированного написания техниче- ского задания заказчиком в связи с отсутствием понятия проблемы в целом, особенно в начале работы. При этом не учитывается модель нару- шителя и отсутствует понимание угроз, но это предмет особого разговора. В сложившейся ситуации производителю ниче- го не остается, кроме как выпускать автомати- зированный транспортный КПП как единый комплекс, а проектировщикам – брать в работу уже готовый комплекс. "И тогда строители построили башню из пра- вильных кирпичей, скрепленных правильным раствором, и наказали стоять той башне, адап- тированной к различным "погодным" усло- виям, на пользу людям и на радость эксплуа- тирующим службам..." Игорь Васильев Редактор раздела "Комплексная безопасность, периметровые системы", главный конструктор Центра специальных инженерных сооружений КОЛОНКА РЕДАКТОРА Транспортный КПП по-вавилонски При рассмотрении вопросов проектирования и оборудования автоматизированных транспортных контрольно-пропускных пунктов (АТКПП) возникает ощущение, что заказчики, проектировщики, разработчики и производители бродят внутри Вавилон- ской башни: они разговаривают на разных языках и абсолютно не понимают друг друга. Похоже, что многие до сих пор не до конца осознают, что нужно делать в плане нормативных документов, алгоритмов работы, оборудования и прочего

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw