Журнал "Системы Безопасности" № 6‘2021
К О М П Л Е К С Н А Я Б Е З О П А С Н О С Т Ь , П Е Р И М Е Т Р О В Ы Е С И С Т Е М Ы 124 Начало сертификации В настоящее время одной из основных задач экономического развития Российской Федера- ции является создание принципиально новых методов государственного управления и регу- лирования, способствующих формированию и развитию рыночных механизмов [1]. Одним из таких методов стала сертификация технических средств обеспечения транспортной безопасности (далее – ТСОТБ), используемых для защиты объектов транспортной инфра- структуры (ОТИ) и транспортных средств (ТС). Сертификация ТСОТБ представляет собой про- цесс удостоверения соответствия оборудования нормам, установленным законом о техрегули- ровании, а также требованиям госстандартов и техрегламентов для продукции такого рода. Данный процесс был запущен в 2016 г. издани- ем постановления Правительства РФ от 26.09.2016 г. № 969 (далее – ПП РФ № 969), установившего требования к функциональным свойствам ТСОТБ, и Правил обязательной сер- тификации ТСОТБ, применяемых с учетом основных функций ТСОТБ, для выполнения которых они предназначены в заданных усло- виях. Требования по обеспечению транспортной без- опасности в нашей стране законодательно имеют обязательный характер применения, а неисполнение требований (в том числе по сертификации ТСОТБ) влечет административ- ные штрафы для транспортных предприятий, осуществляющих перевозки пассажиров. Какая продукция подлежит обязательной сертификации? Согласно ПП РФ № 969 сертификации подле- жат технические системы и средства, исполь- зуемые для: l сигнализации (извещатели, системы опове- щения, контрольные охранные приборы); l контроля доступа (идентификаторы, считы- вающие устройства); l досмотра (металлодетекторы, детекторы взрывчатых веществ); l видеонаблюдения (видеокамеры, охранные системы); l интеллектуального видеонаблюдения (сред- ства идентификации физических лиц); l видео- и аудиозаписи (видеорегистраторы, диктофоны); l связи, приема и передачи информации (рации); l оповещения (звуковое, световое оповещение); l сбора и обработки информации (серверы). Все перечисленное оборудование подразумева- ет установку и использование на ОТИ и ТС в целях обеспечения транспортной безопасности. Вопрос обеспечения безопасности и защиты транспортных комплексов, производств и транспортных средств от несанкционирован- ного вмешательства и воздействий встал осо- бенно остро в последние два десятилетия. Предпосылками этому явились рост террори- стической угрозы в стране и мире, а также уча- стившиеся факты несанкционированного вме- шательства и воздействий на ОТИ и ТС [2]. Системы безопасности являются неотъемлемой частью современных объектов защиты, их при- менение позволяет минимизировать несанк- ционированный доступ на объект защиты [3]. Именно поэтому сегодня большинство ТС и ОТИ оснащены многочисленными техническими системами и средствами защиты, что очень изменило облик общественного транспорта. Какие органы выдают сертификат? Обязательную сертификацию осуществляют федеральные органы исполнительной власти в пределах установленной сферы деятельности (см. табл. 1). Экспертиза и испытания ТСОТБ производится в аккредитованных испытательных лабораториях, декабрь 2021 – январь 2022 www.secuteck.ru Иван Тушко Специалист-эксперт в области обеспечения транспортной безопасности, магистр юриспруденции Технические средства безопасности Таблица 1 Федеральный орган Группа ТСОТБ ФСБ России Системы и средства досмотра, интеллектуального видеонаблюдения МВД России Системы и средства сигнализации, контроля доступа, видеонаблюдения, аудио- и видеозаписи МЧС России Технические средства оповещения Россвязь Средства связи, приема и передачи информации Минтранс России Системы сбора и обработки информации Cертификация технических средств транспортной безопасности Конец моратория Постановление Правительства РФ от 26 сентября 2016 г. № 969 установило требования к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной без- опасности и Правила обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности. В первый же год действия этих требований стало ясно, что механизм сертификации еще не сформирован до конца и требуется время для отлаживания процесса. Транспортникам дали отсрочку на сертификацию, однако срок моратория заканчивается. В данной статье рассмотрим положительный эффект от введения моратория, а также постараемся разобраться, чем грозит его завершение для транспортного сообщества
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw