Журнал "Системы Безопасности" № 6‘2021
К О М П Л Е К С Н А Я Б Е З О П А С Н О С Т Ь , П Е Р И М Е Т Р О В Ы Е С И С Т Е М Ы 125 выдача сертификатов осуществляется уполно- моченными органами по сертификации, подве- домственными перечисленным выше феде- ральным органам исполнительной власти. Транспортная отрасль оказалась не готова к сертификации В первый же год действия ПП РФ № 969 стало ясно, что механизм сертификации еще не сфор- мирован до конца и всем сторонам необходимо больше времени. Органам сертификации требо- валось выработать алгоритм действий, опреде- лить конкретные подведомственные организа- ции, которые будут заниматься процессом серти- фикации, назначить ответственных лиц и пр. Транспортным предприятиям же нужно было время, чтобы провести так называемый учет ТСОТБ, определиться, что подлежит сертифика- ции, а что нет, и, конечно же, сформировать заявки в соответствующие органы сертификации. В начале 2018 г. стало известно о подготовке Правительством РФ законопроекта, устанавли- вающего мораторий (право на отсрочку испол- нения нормы закона) на сертификацию ТСОТБ. На сертификацию установленных ТСОТБ пред- полагалось ввести мораторий до 1 января 2020 г. Об это сообщил заместитель министра транспорта РФ Николай Захряпин в выступлении на конференции "Актуальные вопросы транс- портной (авиационной) безопасности в сфере воздушного транспорта", прошедшей 8 февраля 2018 г. на площадке форума NAIS 2018. Замминистра отметил необходимость прибли- зить нормы законодательства в области серти- фикации к реальности и рассказал, что в начале 2018 г. Минтрансом и Комитетом Государствен- ной Думы по транспорту и строительству было достигнуто понимание относительно проекта поправок в 16-ФЗ. Предложение о введении моратория стало частью этой работы, проект поправок внесен в Правительство РФ для про- верки перед вторым чтением в Государственной Думе [4]. В итоге Федеральным законом от 02.08.2019 г. № 270-ФЗ было определено, что ТС ОТБ, уста- новленные и используемые субъектами транс- портной инфраструктуры, подлежат обязатель- ной сертификации до 1 января 2022 г. При этом отсрочка по сертификации распространяется на ТСОТБ, установленные до сентября 2016 г. (издания ПП РФ№ 969). Организация сертификации Реализация механизма государственного регу- лирования является сложным организационно- правовым процессом, имеющим заданную направленность на результат [5]. Для исполнения Требований и Правил (ПП РФ № 969) были разработаны соответствующие схемы сертификации, соответственно, для еди- ничных образцов технических средств обес- печения транспортной безопасности, партий, серийно выпускаемых и на средства, которые уже установлены на ОТИ или ТС [6]. Схема № 1 Применяется при сертификации единичных образцов ТСОТБ по заявке заявителя и пред- усматривает сертификационные испытания единичных образцов, взятых у заявителя. Сер- тификат соответствия функциональным свой- ствам выдается только на сертифицируемый единичный образец. Схема № 2 Применяется при сертификации партии ТСОТБ по заявке заявителя и предусматривает серти- фикационные испытания образцов, взятых у заявителя из этой партии. Сертификат соот- ветствия функциональным свойствам выдается только на сертифицируемую партию. Схема № 3 Применяется при сертификации серийно выпускаемых ТСОТБ по заявке заявителя и предусматривает сертификационные испыта- ния образцов, взятых у заявителя, и оценку воз- можности заявителя выпускать в течение срока действия сертификата соответствия функцио- нальным свойствам технические средства обес- печения транспортной безопасности. Инспек- ционный контроль сертифицированных ТСОТБ осуществляется в течение всего срока действия сертификата соответствия функциональным свойствам с оценкой возможности заявителя выпускать технические средства обеспечения транспортной безопасности. Сертификат соот- ветствия функциональным свойствам выдается сроком на три года. Схема № 4 Применяется при сертификации ТСОТБ, уста- новленных на ОТИ или ТС, по заявке заявителя и предусматривает сертификационные испыта- ния образцов на ОТИ или ТС. Сертификат соот- ветствия функциональным свойствам выдается на сертифицируемый образец или сертифици- руемую партию ТСОТБ, установленных на кон- кретном ОТИ или ТС. Проведение обязательной сертификации ТСОТБ осуществляется на договорной основе. Срок выдачи сертификата соответствия не должен превышать 90 рабочих дней, если иное не ука- зано в договоре заявителя с органом по серти- фикации [7]. Стоит отметить как положительный сам факт введения моратория на сертификацию ТСОТБ – он говорит о понимании представителями орга- нов государственной власти проблем транс- портного сообщества. Время действия моратория не прошло зря. Органы сертификации смогли провести серти- фикационные испытания, выработать алгоритм действий, определить конкретные подведом- ственные организации, которые начали зани- маться процессом сертификации. Транспортные предприятия сформировали ком- плекты документов для дальнейшей сертифи- www.secuteck.ru декабрь 2021 – январь 2022 Технические средства видеонаблюдения в транспортном средстве Видеонаблюдение на транспорте Таблица 2. Органы сертификации Федеральный орган исполнительной власти Подведомственное учреждение Федеральная служба безопасности Центр специальной техники (ЦСТ ФСБ России) Российской Федерации Федеральное агентство связи ФГБУ "Отраслевой центр мониторинга и развития в сфере информационных технологий" (ФГБУ Центр МИР ИТ) Министерство внутренних дел ФКУ "Научно-производственное объединение Российской Федерации "Специальная техника и связь" (ФКУ НПО СТИС) Министерство транспорта Российской Федерации ФГУП "ЗащитаИнфоТранс" Министерство Российской Федерации по делам ФГБУ "Всероссийский научно-исследовательский гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям институт по проблемам гражданской обороны и ликвидации последствий стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций" (ФГБУ ВНИИ ГОЧС)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw