Журнал "Системы Безопасности" № 6‘2021

К О М П Л Е К С Н А Я Б Е З О П А С Н О С Т Ь , П Е Р И М Е Т Р О В Ы Е С И С Т Е М Ы 126 кации установленных ТСОТБ, в каких-то случаях при возможности дополнительного финансиро- вания заменили устаревшее несертифициро- ванное оборудование на новое, с наличием сертификатов. ПП РФ № 969 утверждены не только функцио- нальные характеристики для каждого вида про- дукции, но и правила сертификации. В п. 11 указанных правил содержится перечень обяза- тельной документации, которой должны распо- лагать организация или предприниматель: l заявка, с указанием регистрационных данных заявителя, сведений об изготовителе, а также иная информация; l технические условия, если оценка соответ- ствия проводится в отношении серийной про- дукции; l паспорт (формуляр) на каждый вид изделий (этот документ содержит основные характе- ристики системы или устройства, очерчивает сферу его применения); l эксплуатационная документация (руковод- ства по монтажу и применению, описание, регламент техобслуживания); l разрешительные документы по техрегламен- там ТС, в том числе о соответствии показате- лей электромагнитной совместимости (в зависимости от вида изделия это будут сер- тификаты или декларации ТР ТС). Порядок проведения сертификации таков: 1. Подача заявления в один из указанных выше органов сертификации. 2. Заключение договора на оказание услуг. 3. Выбор метода и схемы сертификации. 4. Отбор образцов для испытаний. 5. Проведение испытаний в аккредитованных лабораториях. 6. Выдача сертификата и включение в реестр выданных сертификатов. Мораторий заканчивается, проблемы остаются Одним из приоритетных направлений деятель- ности как внутренней, так и внешней политики современной Российской Федерации является бесперебойное функционирование транспорт- ной отрасли и поддержание национальной без- опасности [8]. Напомним, что отсрочка сертификации распро- страняется на ТСОТБ, установленные до сентяб- ря 2016 г. Оборудование, поставляемое после сентября 2016 г., долж- но иметь сертификат соответствия требова- ниям ПП РФ№ 969. Возможность сертифи- кации уже установлен- ных и функционирую- щих на ОТИ или ТС перевозчика ТСОТБ предусмотрена дей- ствующим законода- тельством. Для этого применяется схема № 4, предусмотренная правилами обязатель- ной сертификации. При сертификации по схеме № 4 могут воз- никнуть сложности: 1. Несоответствие характеристик оборудования предъявляемым требованиям: производители ТСОТБ до публикации ПП РФ № 969 могли не предусмотреть часть функций оборудования и систем, которые требуются для прохождения сертификации. Например, ПП РФ № 969 пред- усмотрена необходимость обмена информаци- ей с системой сбора результатов технического мониторинга и контроля с использованием уни- фицированного протокола передачи данных и формата метаданных, разработанного на основе XML. Для локальной работы ТСОТБ на ОТИ и ТС данный функционал может не потребоваться, и вряд ли он закладывался производителями как обязательная функция до выхода ПП РФ№ 969. 2. Отсутствие требуемого комплекта документа- ции на установленное оборудование: к заявке в орган сертификации в обязательном порядке прилагается комплект документов, указанный выше. Как бы это ни звучало, но далеко не на каждом предприятии отлажен документооборот, и при утере какого-либо документа сертифика- ция становится невозможной. Единственный выход – обращаться к производителю для вос- становления документов или разработки новых. 3. Окончание срока службы установленного оборудования: сертификат на оборудование выдается на срок, который не превышает срок службы оборудования. Оборудование с истек- шим сроком эксплуатации на сертификацию не принимается в принципе. Таким образом, может сложиться ситуация, когда имеется оборудова- ние с истекшим или истекающим сроком служ- бы, которое полностью исправно и выполняет свои функции, однако не может быть сертифи- цировано и должно быть заменено на новое. Стоит ли продлить срок сертификации? Транспортная безопасность сегодня и 10 лет назад – это две разные вещи. Знания и пра- вильные пути решения всегда приходят с опы- том, а метод проб и ошибок все же является самым действенным на пути к построению системы, поэтому ни одна серьезная сфера жизнедеятельности общества не формирова- лась в одночасье по одним лишь теоретическим представлениям [9]. Вот и процесс сертификации ТСОТБ находится в незавершенной стадии формирования, на что, без- условно, положительно повлиял введенный мора- торий. Представители транспортного сообщества, ответственные за реализацию требований законо- дательства, сходятся во мнении о необходимости продления моратория на 1–2 года, поскольку замена старого несертифицированного оборудо- вания и покупка нового, более дорогостоящего (все-таки наличие сертификата значительно повлияло на ценообразование ТСОТБ), на некото- рых предприятиях (особенно государственных) растягивается на несколько лет. Окончание 2020 г. ознаменовалось принятием целого ряда нормативных правовых актов, играющих достаточно важную роль в правовом регулировании отношений в области транс- портной безопасности [10]. В этой связи логич- ным шагом на пути формирования системы сертификации будет продление сроков морато- рия либо исключение из требований законода- тельства сертификации ТСОТБ, установленных до принятия ПП РФ№ 969. Список литературы: 1. Чубенко Е.Ф. Система сертификации услуг на транспорте // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2012. № 4. С. 98–105. 2. Швецов А.В., Балалаев А.С., Каликина Т.Н., Швецова С.В. Метод расчета снижения вероятно- сти террористического акта в метрополитене при применении новых технических средств обес- печения транспортной безопасности // Транс- портное дело России. 2016. №3. С. 114–115. 3. Кривобородов А.С., Данилин Р.А., Кадяев М.А., Мальцев А.С. Анализ требований к совре- менным системам безопасности и системам пожарной безопасности защищаемых объектов // Пожарная безопасность: проблемы и пер- спективы. 2018. С. 477–479. 4. Транспортникам дадут отсрочку по сертифи- кации техсредств безопасности до 2020 года // Интернет-портал RUБЕЖ. 2018. 5. Зайкова С.Н. Целенаправленность государст- венного регулирования транспортной безопас- ности // Правовая политика и правовая жизнь. 2021. № 1. С. 170–179. 6. Сертификация – качество безопасности // Интернет-портал "Транспортная безопасность и технологии". 2016. № 4 (47). С. 68–69. 7. Демьянов А. По единым стандартам // Интернет-портал "Транспортная безопасность и технологии". 2016. № 4 (47). С. 72–75. 8. Агаркова Н.А. Особенности транспортной безопасности в системе национальной безопас- ности Российской Федерации // Вестник Уфим- ского юридического института МВД России. 2021. С. 132–137. 9. Штырхунова Н.А., Попов Е.А. Реализация норм федерального закона "О транспортной безопасности" // Гуманитарные, социально- экономические и общественные науки. 2020. С. 194–196. 10. Байгажаков С.В. О совершенствовании пра- вового регулирования в области обеспечения транспортной безопасности // Государственная служба и кадры. 2020. № 5. С. 210–212. n декабрь 2021 – январь 2022 www.secuteck.ru Технические средства досмотра в аэропорту Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw