Журнал "Системы Безопасности" № 6‘2022

В Ц Е Н Т Р Е В Н И М А Н И Я 104 Николай Махутов Председатель комиссии РАН по техногенной безопасности, председатель секции по безопасности и правоохранительной деятельности Экспертного совета при Комитете Совета Федерации по обороне и безопасности, член-корр. РАН, д.т.н., профессор Владимир Балановский Ответственный секретарь секции по безопасности Экспертного Совета при Комитете Совета Федерации по обороне и безопасности, профессор Академии военных наук Таисия Шепитько Директор ИПСС РУТ (МИИТ), д.т.н., профессор Ольга Денисова Заместитель директора ГБПОУ "Московский технологический колледж", к.п.н. Юрий Писарев Заместитель директора ИПСС РУТ (МИИТ), д.т.н., профессор Александр Чирков Помощник директора ИПСС РУТ (МИИТ) Андрей Рипецкий Заместитель заведующего кафедрой НИУ МАИ, к.т.н., доцент Ярослава Камарзина Исполнительный директор ООО "ЛАН-ПРОЕКТ" Сергей Калашников Заместитель генерального директора ООО "ЛАН-ПРОЕКТ" Кирилл Миронов Исполнительный директор ООО "Геовендор", к.т.н. Образовательно- производственный кластер Согласно Транспортной стратегии РФ до 2030 г. с прогнозом на период до 2035 г. (распоряже- ние Правительства РФ от 27.11.2021 г. № 3363-р.) и Концепции подготовки кадров для транспортного комплекса (распоряжение Правительства РФ от 06.02.2021 г. № 255-р.) на базе ИПСС РУТ (МИИТ) и ГБПОУ "Москов- ский технологический колледж" создается вер- тикально интегрированный образовательно- производственный кластер (ВИ ОПК). Он объ- единяет ОАО "РЖД" с вузами, колледжами и отраслевыми учебными центрами, НИИ, а также проектными организациями и разра- ботчиками систем. Научно-методическое руководство деятель- ностью ВИ ОПК осуществляет РАН в соответ- ствии с соглашением "ОАО "РЖД" – РАН" от 18.06.2018 г. № 73. Планы ВИ ОПК согласовы- ваются с решениями НТС, правления и ОУС ОАО "РЖД". Цель ВИ ОПК – снижение риска функциониро- вания зданий и сооружений, оборудования и систем объектов транспортной инфраструк- туры (ОТИ) с помощью трансфера сквозных технологий в практику. При этом используется новый методический подход к управлению качеством жизненного цикла ОТИ с использо- ванием риск-ориентированного информа- ционного моделирования (РО ТИМ) с приме- нением ГИС, что позволяет использовать искусственный интеллект для выработки опти- мальных решений (в том числе действий сил безопасности). Нормативный уровень безопасности ОТИ как критически и стратегически важных объектов в условиях деструктивных воздействий различ- ной природы обеспечивается применением метода управления изменениями качества без- опасности и формированием высокого уровня ее культуры. Интегрированная система обучения Для решения проблем, стоящих перед ВИ ОПК, необходимо создание интегрированной систе- мы обучения, которая позволит привести уро- вень подготовки специалистов, работающих в транспортном комплексе, в соответствие с требованиями транспортной безопасности. Для повышения качества подготовки и профес- сиональной переподготовки кадров, с учетом современных требований к безопасности транс- портного комплекса, необходимо исследовать влияние внешних и внутренних факторов на ОТИ, разработать инновационные технологии интегрированного обучения. Освоение инновационных технологий для обес- печения безопасности транспортного комплекса требует формирования специализированной системы многоуровневого непрерывного обра- зования. В настоящее время нет отраслей, где бы не возникали постоянные проблемы из-за недостаточного учета внешних воздействующих факторов и функциональной безопасности, для решения которых необходимы глубокие зна- ния, кругозор и опыт ученых и специалистов высокого уровня. К исследованию внешних факторов и функциональной безопасности сложных технических систем транспортного комплекса и подготовки кадров для проведения этих работ необходимо привлечь из различных отраслей видных российский ученых и специа- листов в области безопасности. Повышение качества подготовки и переподго- товки специалистов реализуется с помощью внедрения методов и средств инновационных технологий в систему интегрированного обуче- ния, с учетом требований к безопасности транс- портного комплекса. Учебный процесс должен обеспечивать гармоничное сочетание теорети- ческой подготовки в профессиональной обла- сти и получения практических знаний, умений и навыков. Это позволит удовлетворить потреб- ности предприятий в привлечении специали- стов с требуемым набором компетенций. Пред- приятия, заинтересованные в получении таких специалистов, должны предоставлять свои про- изводственные базы для прохождения учебно- производственной и дипломной практик, в про- цессе которых студенты осваивают производ- ство, получают рабочую квалификацию и рабо- тают на инженерных должностях, а также реа- лизуют собственный стартап-проект. Преимущества интегрированной подготовки Интегрированная подготовка специалистов для транспортного комплекса позволит сочетать учебную и профессиональную деятельность и получить следующие результаты: l внедрение современных инновационных под- ходов и технологий; l удовлетворение потребностей предприятий транспортного комплекса в уровне качества образования, структуры специальностей и их соответствия требованиям отрасли; l знание и умение пользоваться информацион- ными технологиями проектирования, систе- мами безопасности, а также монтажом и пус- коналадкой этих систем; l создание интегрированной системы образо- вания для повышения квалификации специа- листов в области безопасности транспортного комплекса; l создание автоматизированной системы мониторинга уровня знаний обучаемых; l сокращение сроков адаптации молодых спе- циалистов к условиям конкретного рабочего места на предприятиях транспортного ком- плекса. декабрь 2022 – январь 2023 www.secuteck.ru Интегрированная система подготовки кадров для транспортного комплекса В программе социально-экономического развития России на среднесрочную пер- спективу особое внимание обращается на развитие кадрового потенциала, совер- шенствование системы подготовки (профессиональной переподготовки) кадров в системе транспорта. Эксперты в области транспортной безопасности и профес- сионального образования в данной статье детально описали текущую ситуацию, уже предпринятые шаги и оптимальные модели построения курсов подготовки специа- листов

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw