Журнал "Системы Безопасности" № 6‘2022

В Ц Е Н Т Р Е В Н И М А Н И Я 105 Основным направлением работ является созда- ние интегрированной системы обучения, кото- рая позволит ликвидировать разрыв между современными требованиями работодателей и образованием. Необходимо разработать мето- ды и средства внедрения инновационных тех- нологий в систему обучения, позволяющие повысить качество подготовки специалистов нового типа и профессиональной переподго- товки квалифицированных кадров, с учетом современных требований транспортного ком- плекса в области безопасности. Подготовка и переподготовка Разработанные модели подготовки специали- стов включают в себя как новые курсы и подхо- ды к изучению базовых дисциплин, так и новые организационные структуры, обеспечивающие процесс обучения. Необходима адаптация про- грамм профессионального образования всех уровней обучения, выполненная в едином ключе, направленная на изучение и внедрение инновационных технологий, для подготовки и переподготовки специалистов всех уровней. Предлагается начинать этот процесс с профес- сиональной переподготовки специалистов, а уже затем перейти к подготовке новых кад- ров. Такой подход, когда на первом этапе обучению подвергаются уже сформировав- шиеся люди с твердой жизненной позицией, осмысленно подходящие к получению знаний, позволит избежать многих ошибок и быстро подготовить квалифицированные кадры. Это связано с тем, что учебный курс переподготов- ки значительно короче курса полной подго- товки. За время проведения подготовки моло- дых специалистов переподготовленные спе- циалисты получат практический опыт и будут готовы стать для молодых качественными наставниками. В предлагаемой системе подготовки специали- стов используются дистанционные формы обучения, позволяющие организовать подго- товку и профессиональную переподготовку специалистов по индивидуальным графикам, обеспечивая совмещение образовательного процесса с работой на предприятии-заказчике. Учитывается необходимость постоянной связи учебных заведений среднего профессиональ- ного образования с предприятиями транспорт- ного комплекса, призванными отслеживать уровень подготовки и профессиональной переподготовки специалистов всех уровней и обеспечивающими учебный процесс новыми технологиями. Необходимо формирование концепции интег- рированной подготовки и профессиональной переподготовки специалистов по безопасности для транспортного комплекса, разработка кон- цепции создания программно-методического сопровождения учебного процесса, выбор про- граммного обеспечения для формирования специалистов нового типа для предприятий и организаций транспортного комплекса и разра- ботка методических материалов профессио- нальной направленности, обеспечивающих повышение уровня подготовки студентов по дисциплинам специального цикла, а также системы мониторинга, тестирования и контроля компетенций студентов. Модульная структура обучения Анализ показывает, что приоритетными для развития образования являются следующие основные требования: l улучшение взаимосвязи с работодателями; l повышение компетенций подготавливаемых специалистов; l обновление содержания, методологий и соответствующей цифровой среды обуче- ния. Наиболее полно отвечают этим требованиям модульные программы, основанные на компе- тенциях. Предлагаемый подход к модульному обучению отличается от традиционно исполь- зуемого блочно-модульного подхода, поскольку в рамках отдельного модуля осу- ществляется комплексное освоение умений и знаний в рамках формирования конкретной компетенции, обеспечивающей выполнение конкретной трудовой функции. В данном слу- чае компетенция отражает требования к спе- циалисту со стороны человеко-машинной системы – "системы комплексной безопасно- сти объекта транспортной инфраструктуры", компонентом которой он является. Разработка и реализация модульных про- грамм, основанных на компетенциях, для под- готовки специалистов, осуществляющих соз- дание, монтаж, пусконаладку и эксплуатацию систем комплексной безопасности, предпола- гает наличие постоянной обратной связи с требованиями работодателей – руководите- лей служб безопасности этих объектов к уме- ниям и знаниям работников, что обеспечивает качество их подготовки. Важнейшей особенностью данного метода является то, что предлагаемый модульный подход, основанный на компетенциях, нахо- дится в русле концепции обучения в течение всей жизни и имеет целью формирование ква- лифицированных специалистов, способных адаптироваться к изменяющейся ситуации в сфере труда и, самое главное, продолжать профессиональный рост и образование вместе с развитием и совершенствованием системы комплексной безопасности. Это связано с тем, что системы комплексной безопасности имеют открытую архитектуру и динамически разви- вающуюся структуру. Специалист в области комплексной безопас- ности должен не просто соответствовать тре- бованиям системы, в которой он работает, но и интеллектуально опережать ее развитие. Важно при этом совершенствовать у обучае- мого навыки изобретательства, прогнозирова- ния, оценки рисков, дать знания по основам менеджмента качества. Это достигается с помощью организации учебного процесса, в рамках которого каждый может и должен сам управлять своим обучением, что приучает брать ответственность за собственный профес- сиональный рост. Предлагаемая система под- готовки кадров позволит формировать спе- циалистов, активно взаимодействующих друг с другом, участвующих в планировании и решении проблем транспортного предприя- тия. Это позволит им выполнять не только кон- кретные трудовые задачи, но и участвовать в развитии и совершенствовании систем ком- плексной безопасности в соответствии с тре- бованиями, выдвигаемыми меняющейся дей- ствительностью. Работа по формированию системы образова- ния специалистов по безопасности для пред- приятий транспортного комплекса должна строиться на постоянном сочетании иннова- ционной научно-исследовательской работы в научно-практической части с научно-мето- дической в учебной части. Выстраивание индивидуальных программ непрерывного образования и профессиональной переподго- товки участников этой работы позволят посто- янно совершенствовать профессиональные знания и навыки ведения научной работы, быть в курсе последних достижений науки и техники, педагогической науки. Переход при подготовке специалистов в области комплекс- ной безопасности на реализацию модульных программ, основанных на компетенциях, является делом ближайшего будущего, поскольку только такой подход способен обес- печить подготовку высококвалифицированных специалистов, необходимых для обеспечения безопасности транспортного комплекса. Целевая подготовка Одним из подходов, позволяющих ликвиди- ровать разрыв между требованиями пред- приятий к специалистам и квалификационны- ми параметрами выпускников вузов, является целевая подготовка специалистов по заказу предприятий. В этом случае учебный процесс должен обеспечивать гармоничное сочетание теоретической подготовки в профессиональ- ной области и получения практических зна- ний, умений и навыков. Выпускник техниче- ского учебного заведения среднего и высшего уровня, выполняя практические задания на базе предприятий транспортного комплекса, накопит опыт работы по выбранной специ- альности. В предлагаемой системе подготовки специалистов используются дистанционные формы обучения, позволяющие организовать подготовку и профессиональную переподго- товку по индивидуальным графикам обуче- ния, обеспечивая совмещение образователь- ного процесса с работой на предприятии. Учи- тывается также необходимость создания www.secuteck.ru декабрь 2022 – январь 2023 Ф илософия образования и образовательная политика при подготовке специалиста в области безопасности должны предусматривать обуче- ние в течение всей жизни. В широком смысле такая концепция рас- сматривает обучение как стратегию, помогающую специалисту самому формировать собственное становление. В узком смысле – это целена- правленное обучение, осуществляемое на постоянной основе с целью совершенствования знаний, умений и компетенций в интересах профес- сионального и личностного развития

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw