Журнал "Системы Безопасности" № 6‘2022

В Ц Е Н Т Р Е В Н И М А Н И Я 106 новых организационных структур учебных заведений среднего и высшего профессио- нального образования, постоянно связанных с предприятиями транспортного комплекса, призванных отслеживать качество подготовки и профессиональной переподготовки специа- листов всех уровней и обеспечивающих учеб- ный процесс инновационными технологиями. В рамках научно-исследовательских работ должны проводиться: l разработка концепции интегрированной подготовки и переподготовки специалистов для транспортного комплекса; l разработка концепции внедрения иннова- ционных технологий в учебный процесс; l разработка концепции создания программ- но-методического сопровождения учебного процесса; l обоснование выбора изучаемого программ- ного обеспечения для формирования спе- циалистов нового типа для предприятий транспортного комплекса; l разработка методического обеспечения, учитывающего профессиональную направ- ленность и обеспечивающего повышение уровня подготовки студентов по дисципли- нам специального цикла; l разработка системы мониторинга, обес- печивающей тестирование и контроль ком- петенций студентов. Большое значение в процессе прохождения практик должно придаваться участию студен- тов в нормотворчестве, разработке норматив- ной базы. Студенты должны иметь возмож- ность в курсовых и дипломных работах само- стоятельно проводить гармонизацию норма- тивной базы с использованием зарубежных стандартов и требований. Описанная выше система формирования инновационного непрерывного образования является пилотным образовательным про- ектом, позволяющим в кратчайшие сроки, целенаправленно и качественно решать про- блему дефицита кадров на предприятиях транспортного комплекса – точках роста рос- сийской экономики. Учебные ситуационные центры Следующим шагом является обучение созда- нию разнообразных систем мониторинга, с последующей интеграцией учетных и анали- тических систем, оперирующих информацией баз данных. Эта информация визуализируется в системах ситуационных центров и служит отправной точкой для оценки эффективности работы по различным направлениям. Ситуа- ционные центры не только помогают прини- мать управленческие решения, но и могут слу- жить средством обучения специалистов. Ана- лиз практики создания ситуационных центров в РФ показывает, что основной проблемой в настоящее время является отсутствие квали- фицированных кадров, обеспечивающих их эффективную эксплуатацию. Факт наличия "железа" и визуализация информации не обеспечивают принятия эффективных реше- ний. Проблему можно разделить на две составляющие: формирование в колледжах кадров среднего звена для обеспечения функ- ционирования ситуационных центров и в вузах – кадров высшего звена для эксперт- но-аналитических подразделений, обеспечи- вающих наиболее важную часть работы ситуа- ционных центров – подготовку и выработку решений. Эти специалисты должны пройти не только обучение, но и соответствующую атте- стацию. Под обучающим ситуационным центром нужно понимать средство групповой подго- товки и тренировки специалистов, способных работать в коллективном режиме над реше- нием какой-либо проблемы, с учетом влия- ния своих решений на работу коллег. Обучаю- щая функция ситуационного центра сводится к обучению непосредственно самого персона- ла для работы либо в действующем ситуа- ционном центре, либо для работы в будущем, виртуальном, центре, представляющем собой программно-информационную модель реального ситуационного центра. Учебные ситуационные центры – это современный инструмент поддержки активных, деятель- ностно- и средоориентированных форм обучения по проблемам, требующим приме- нения интеллектуальных информационно- коммуникационных технологий. В образова- нии используются их аудиовизуальное и ком- муникационное оборудование, а также неко- торые технологии ситуационного анализа и моделирования. При обучении в учебном ситуационном центре знания формируются "эволюционно" на основании экспериментов с моделями. Правила работы, критерии и методы оценки обучающихся при этом значительно изменяются, что не позволяет использовать традиционный подход к обуче- нию. Создание учебных ситуационных цент- ров предопределяет переход к инновацион- ным, субъектно- и деятельностно-ориентиро- ванным методам обучения (эволюционному обучению, рефлексивно-гуманистической психологии, педагогике сотворчества, про- ективной педагогике и др.). Учебные ситуационные центры можно исполь- зовать для обучения специалистов различных областей, приобретения навыков описания и оценки ситуаций, а также для понимания структуры и принципов функционирования моделируемой системы. Для подготовки и профессиональной переподготовки кадров экспертно-аналитических служб ситуационных центров необходимо создание учебных цент- ров ситуационного моделирования, которые являются средством апробации и внедрения инновационных образовательных технологий в учебный процесс. Использование учебных центров ситуационного моделирования при- звано по-новому организовать технологиче- ские процессы обучения, существенно повы- сить эффективность учебного процесса на основе визуализации проблемных ситуаций учебного курса, реализовать ситуационное моделирование типовых проблемных ситуа- ций, использовать доступ к государственным информационным ресурсам. Подготовка кадров как драйвер исследований и инноваций Обучение профессорско-преподавательского состава и руководящих работников транспорт- ного комплекса производится в ситуационном центре по специальной программе. Програм- ма предусматривает методику формирования полиэкранов, активной электронной доски, доступа с дисплеев обучаемых к слайдам полиэкрана и электронной доски, доступа к Интернету, к сайтам государственных орга- нов как в процессе лекций, так и практических занятий. Особое внимание уделяется форме представления и архивирования заданий и результатов ситуационного моделирования. Каждый проект, выполняемый в учебном ситуационном центре, создает новые техноло- гии, аналитику и неожиданные решения в определенной области исследований. По мере завершения жизненного цикла проекта результаты анализа модели могут активиро- вать новые вопросы, которые подтолкнут к будущим инициативам, стартапу и исследо- ваниям. Из-за взаимосвязанного характера сложных проблем понимание работы одной системы может быть применено для лучшего понимания функций другой. Учебный ситуа- ционный центр имеет возможность постоянно разрабатывать новые парадигмы понимания сложных систем и предлагать структуры и инструменты для изучения их возможностей. Он работает над проектами со слушателями различных специальностей, управляя перспек- тивными исследовательскими возможностя- ми, что приводит к формированию непрерыв- ного потока новых исследовательских парт- нерств, разработке технологий и доработке продуктов, – это поддерживает динамику и осведомленность о межведомственных исследовательских потенциалах и примене- нии новых возможностей для возникающих проблем. В процессе работы сотрудники учеб- ного ситуационного центра и слушатели обра- щаются к ранее разработанным моделям для повторного использования программного обеспечения, аналитических моделей и визуа- лизаций, что сокращает время и стоимость будущих проектов и дает возможность выве- сти их функции на более высокий уровень. Имея развитую учебно-материальную базу и высококвалифицированный научно-педаго- гический состав, формируя учебно-экспери- ментальный полигон, используя передовые образовательные технологии, стандарты, про- граммы обучения и аттестации, согласованные с Ространснадзором и Ростехнадзором, верти- кально интегрированный образовательно- производственный кластер, опираясь на соглашение "ОАО "РЖД" – РАН", по праву может занять лидирующее положение в систе- ме подготовки профессиональных кадров для объектов транспортного комплекса РФ. Он является базой для получения сертифициро- ванного образования специалистами транс- портного комплекса, обслуживающими обо- рудование, системы безопасности и ситуа- ционные центры, поддерживающими жизнен- ный цикл ОТИ с использованием риск-ориен- тированного информационного моделирова- ния и искусственного интеллекта. n декабрь 2022 – январь 2023 www.secuteck.ru Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw