Журнал "Системы Безопасности" № 6‘2022
В И Д Е О Н А Б Л Ю Д Е Н И Е И В И Д Е О А Н А Л И Т И К А 117 В идеозапись на транспорте является неотъемлемой составляющей системы видеонаблюдения и важнейшей составляющей комплекса обеспечения безопасности пассажи- ров на транспорте. Именно видеоархив позво- ляет работникам служб безопасности перевоз- чиков и сотрудникам правоохранительных органов произвести анализ произошедших актов незаконного вмешательства в деятель- ность транспортного комплекса или в случае других нештатных ситуаций. Поэтому техниче- ские свойства и характеристики систем видео- наблюдения, в том числе средств видеозаписи, выходят на передний план. Ведь только глубина видеоархива и качество изображения могут помочь в проверочных и следственных меро- приятиях. Обязанность перевозчика Транспортная индустрия в последние годы существенно расширилась, а вместе с ней и комплексы технических задач, которые необхо- димо решать в рамках конкретных транспорт- ных сетей. В большинстве случаев они направ- лены на повышение безопасности и комфорта передвижения, а если речь идет о пассажир- ских перевозках, то именно на безопасности акцентируют максимальное внимание. Чтобы добиться предельной безопасности перевозки пассажиров, практически в каждую транспортную сеть любого крупного города нашей страны внедряют системы видеонаблю- дения. Их ценность невозможно переоценить, ведь именно от них, без преувеличения, порой зависит жизнь и здоровье каждого пассажира. Современные системы видеонаблюдения поз- воляют не только контролировать все, что про- исходит в салоне транспорта и около него, но и снижают затраты на обслуживание техники, оптимизируют работу персонала, дисциплини- руют водителей и т.д. Системы и средства видеонаблюдения относят- ся к техническим средствам обеспечения транс- портной безопасности. Их установка, эксплуа- тация и сертификация регулируются норматив- ными правовыми актами Российской Федера- ции. Нарушение установленных требований, в том числе применение несертифицированных устройств, является правонарушением, которое предусматривает штрафные санкции. Надзор- ными органами, уполномоченными осуществ- лять контроль за исполнением требований к системам и средствам видеонаблюдения, являются подразделения Ространснадзора, МВД, ФСБ. В случае приостановления деятель- ности предприятия решение об этом принима- ется судебными органами. Существующая нормативная база обязывает перевозчиков или владельцев транспортных средств внедрять на пассажирском транспорте и транспорте, перевозящем опасные грузы, системы обеспечения транспортной безопасно- сти, системы видеонаблюдения, в частности сертифицированные технические средства видеонаблюдения и средства видеозаписи. Основные требования к системам видеонаблюдения для транспорта Разумеется, все зависит от каждого конкретного случая, и требования к системе видеонаблюде- ния для поездов и автобусов будут разные. Здесь нереально найти универсальное решение, которое можно использовать в любых условиях. Но все же можно выделить главные требования к таким системам, которые должны соблюдать- ся всегда: 1. Стойкость видеокамер к различным внешним воздействиям: механическим (ударам, толчкам, вибрациям), природным (возможность работы в низко- или высокотемпературной среде) и т.д. 2. Целостность системы и ее максимально воз- можная интеграция с другими решениями. То есть каждый узел системы видеонаблюдения на транспорте должен работать слаженно, надеж- но, без перебоев, в связке друг с другом. 3. Питание от бортовой сети и от аккумулято- ров. Устройства для видеонаблюдения должны питаться от бортовой сети напряжения транс- портного средства, но в случае ее поломки связь с системой не должна быть утеряна, поэтому всегда организовывается аварийный источник питания. Кроме всего вышеописанного, системы видео- наблюдения для транспорта не должны быть габаритными, а их установка должна быть мак- симально простой и надежной, чтобы устрой- ства выдерживали высокие вибрационные нагрузки, а также могли быть оперативно заме- нены в случае возникновения какой-либо неис- правности. Подобное оборудование должно подключаться с минимальным числом всевозможных кабе- лей. Корпус каждой камеры должен быть защи- щен не только от механических повреждений, но и от влаги, пыли, резких перепадов темпе- ратур. Организация беспроводной передачи инфор- мации с камер на сервер должна выполняться через 3G-/4G-сети, что особенно актуально в случае грузоперевозок на большие расстояния. Как было сказано выше, невозможно создать универсальную систему видеонаблюдения для транспорта, и в каждом конкретном случае могут использоваться различные типы камер, дополнительные датчики и т.д. Но можно выде- лить три типа систем, которые применяются чаще всего: 1. Решения для видеонаблюдения внутри городского транспорта (автобусов, троллейбу- сов, трамваев). Обычно применяются роутеры для передачи данных по мобильным сетям и IP- оборудование. 2. Системы видеонаблюдения за транспортной инфраструктурой. Камеры в таких системах обычно оснащены дополнительными датчика- ми и отличаются интеллектуальными функция- www.secuteck.ru декабрь 2022 – январь 2023 Иван Тушко Специалист-эксперт в области обеспечения транспортной безопасности, магистр юриспруденции Технические средства видеонаблюдения в метрополитене Видеозапись на транспорте В данной статье мы остановимся на технических средствах видеозаписи, поговорим о требованиях к их функциональным свойствам, которые предъявляются действую- щим законодательством о транспортной безопасности, узнаем об алгоритме про- цедуры сертификации
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw