Журнал "Системы Безопасности" № 6‘2022
В И Д Е О Н А Б Л Ю Д Е Н И Е И В И Д Е О А Н А Л И Т И К А 119 www.secuteck.ru декабрь 2022 – январь 2023 Требования к функциональным свойствам Требования к функциональным свойствам тех- нических средств видеозаписи, соответствие которым проверяет орган сертификации, опре- делены разделом VII постановления Правитель- ства РФ от 26.09.2016 г. № 969. К техническим системам и средствам видеоза- писи предъявляются следующие требования: а) цикличность видеозаписи – не менее 24 часов при использовании максимального для изделия количества видеокамер и следующих характе- ристик видеопотока: l разрешение (число пикселей в каждом кадре) – не менее 1,2 Мпк; l горизонтальное разрешение кадра – не менее 1 200 пк; l вертикальное разрешение кадра – не менее 1 000 пк; l геометрические параметры пикселя должны соответствовать ГОСТ Р ИСО/МЭК 19794-5– 2013 "Информационные технологии. Биомет- рия. Форматы обмена биометрическими дан- ными. Часть 5. Данные изображения лица"; б) использование чересстрочной развертки не допускается; в) степень сжатия – не более 30% по стандарту Н 264 или MJPEG. Степень сжатия определяется по ГОСТ Р 54830–2011 "Системы охранные телевизионные. Компрессия оцифрованных видеоданных. Общие технические требования и методы оценки алгоритмов"; г) оптическая разрешающая способность по горизонтали – не менее 800 линий на горизон- тальный размер кадра; д) оптическая разрешающая способность по вертикали – не менее 650 линий на вертикаль- ный размер кадра; е) частота кадров – не менее 12 кадр/с. Технические системы и средства видеозаписи должны обеспечить: а) автоматическое обнаружение движения (сценарий "детектор движения"): l с вероятностью не менее 99% истинно поло- жительной идентификации (по ГОСТ Р ИСО/МЭК 19795-1–2007 "Автоматическая идентификация. Идентификация биометри- ческая. Эксплуатационные испытания и про- токолы испытаний в биометрии. Часть 1. Принципы и структура"); l с вероятностью не более 0,1% ложноположи- тельной идентификации (по ГОСТ Р ИСО/МЭК 19795-1–2007 "Автоматическая идентификация. Идентификация биометри- ческая. Эксплуатационные испытания и про- токолы испытаний в биометрии. Часть 1. Принципы и структура"); б) взаимодействие с системой сбора результатов технического мониторинга и контроля при полу- чении и передаче информации в указанную систему по локальной сети Ethernet с использо- ванием стека протоколов семейства TCP/IP; в) обмен информацией с системой сбора результатов технического мониторинга и конт- роля с использованием унифицированных про- токола передачи данных и формата метадан- ных, разработанного на основе XML. Настройка скорости видеозаписи при отсутствии движения в кадре в диапазоне от 3 до 30 кадр/с с шагом 1 с. и при автоматическом обнаруже- нии движения должна составлять не менее 12 кадр/с. Стоит отметить, что предъявляемые требования закона к техническим свойствам систем видео- записи, особенно с учетом требования к глуби- не видеоархива не менее 30 суток, делают эти системы весьма дорогостоящими для транс- портных предприятий и перевозчиков, тем более если речь идет о региональных неболь- ших компаниях. Однако именно выполнение указанных требований делает эти системы высокоэффективными для работников служб безопасности и сотрудников правоохранитель- ных органов, позволяет производить анализ произошедших актов незаконного вмешатель- ства в деятельность транспортного комплекса либо иных нештатных ситуаций с целью прове- дения проверочных и следственных мероприя- тий и дальнейшего их предотвращения. Процедура сертификации оборудования для видеозаписи Постановлением№ 969 регламентирован поря- док проведения сертификационной процедуры в отношении техоборудования обеспечения транспортной безопасности. По этому норма- тивному акту сертифицируются оборудование, устройства, программные комплексы для видео- записи, которые будут использоваться на доро- гах, улицах, иной социальной инфраструктуре. Прохождение проверки по постановлению № 969 дает возможность использовать техобо- рудование и системы на различных объектах с режимом транспортной безопасности: l на вокзалах, в аэропортах, иных пунктах; l на объектах с ограниченным режимом досту- па (например, в отдельных зонах на стадио- нах, концертных площадках); l на автодорогах и магистралях для идентифи- кации участников и объектов потока. Оно дает также возможность осуществлять визуальный контроль за местами массового скопления людей. Оборудование должно обеспечивать не только видеозапись, но и распознавание граждан и автотранспорта, передачу полученной инфор- мации по защищенным каналам в системы мониторинга и контроля. Поэтому под катего- рию "техустройства" подпадают не только непо- средственно видеокамеры, но и линии переда- чи сигнала, обработки данных, программное обеспечение. Пройти сертификационную процедуру могут организации, работающие на территории РФ. В отношении устройств видеозаписи оценка соответствия проходит по линии МВД России. Решение будет приниматься по результатам испытаний, которые вправе проводить аккре- дитованные лаборатории. После тестов и изме- рений по показателям постановления № 969 оформляется протокол. В нем подтверждается соответствие фактических характеристик нор- мативным показателям. Постановлением № 969 предусмотрено четыре возможные схемы сертификации: по единично- му изделию, по конкретной партии, по серийной продукции, по уже установленному устройству или системе. Поэтому точный комплект доку- ментов, который потребуется для проверок, будет зависеть от схемы оценки соответствия. В обязательный список документации по поста- новлению № 969 входят: l заявка предпринимателя или организации; l технические условия на выпуск серийной про- дукции; l формуляр (паспорт) изделия; l эксплуатационная документация (инструкции по эксплуатации и монтажу, регламенты обслуживания, описание). Протокол испытаний будет передан в сертифи- кационный орган напрямую из лаборатории. Дополнительно заявитель может представить акты и протоколы по итогам приемочных про- цедур, аналогичные документы по результатам эксплуатационных испытаний. Если оборудова- ние поставляется с программным обеспечением, на него также можно передать документацию. Зачем все это нужно? Ежедневно в наземном городском транспорте возникают тревожные ситуации, требующие вмешательства экстренных служб: l бесхозные или подозрительные предметы в салонах и помещениях транспортной инфраструктуры; l задымления и пожары; l проезд в общественном транспорте подозри- тельных лиц; l кражи; l иные ситуации, мешающие нормальному функ- ционированию общественного транспорта. Видеонаблюдение позволяет отслеживать в реальном времени происходящее в салоне транспорта либо на территории объекта, а система видеозаписи позволяет записывать информацию на электронный носитель для последующего решения спорных моментов. Сегодня все чаще внедряются для применения в общественном транспорте системы наблюде- ния, которые повышают безопасность движе- ния, а также дисциплинируют водителя и пас- сажиров. Такие системы производят запись, передают ее удаленно на сервер для архивации и последующего хранения. Последняя сделан- ная запись может храниться непосредственно в транспорте на съемном носителе. Создание на транспорте системы видеонаблю- дения и видеозаписи, отвечающей всем требо- ваниям современного законодательства, являет- ся весьма сложной и дорогостоящей задачей для транспортных предприятий и перевозчиков. Любой транспорт, в особенности обществен- ный, входит в группу повышенного риска. Помимо того, что на транспорте постоянно воз- никают ситуации, подвергающие риску без- опасность людей, в настоящее время к ним при- бавляется еще и угроза террористических актов. Не стоит сбрасывать со счетов и хулиганство, акты вандализма, которые только в муници- пальном транспорте наносят ущерб на миллио- ны рублей ежегодно. Жизнь пассажиров и пешеходов вообще нельзя оценить в деньгах. Поэтому важно создавать высокотехнологичную транспортную систему видеонаблюдения и видеозаписи уже здесь и сейчас. n Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw