Журнал "Системы Безопасности" № 6‘2022

Б И З Н Е С . И Д Е И И М Н Е Н И Я 123 с простого. Рано или поздно эта технология будет востребована многими, станет привыч- ной и всем будет казаться, что так было всегда. – Насколько важны в настоящее время классические технологии безопасности (СКУД, видеонаблюдение, охранная сигна- лизация) для банковской сферы? – Решения по охране периметра в банке в основном типовые, надежные, давно прове- ренные. Довольно большой пласт людей любит все проверенное, поэтому перемены в сегменте систем безопасности минимальные. Но они есть, и тому пример Face ID, недавно также появившийся в московском метро, им можно оплачивать проезд. Мне лично очень нравится и отлично работает. В Узбекистане, например, во многих офисах банков я заметил, что для всех сотрудников вход в кабинеты только по лицевой биометрии. В Москве тоже есть офисные здания, где Face ID интегрирован в СКУД: на первом этаже сотруд- ница снимает посетителя фактически на обыч- ный телефон с установленной программой от СКУД, заносит в систему его личную карточку, и дальше он двигается на разрешенный для посещения этаж и кабинет, дверь этажей и кабинетов открывается уже по занесенным в систему его биометрическим данным. Цифро- вой двойник, двойная идентификация – это то, что нужно для максимальной защиты. Если говорить про голос как про инструмент идентификации, то его, к сожалению, уже можно легко подделать, у мошенников это зай- мет немного времени, если у них есть в наличии 10 минут записанного с вами разговора. Навер- няка вам поступали звонки из кол-центров, когда не сразу понятно, говорите вы с роботом или с сотрудником. Любой голос можно запи- сать, подделать интонации, текст. В цифровом мире надо соблюдать санитарные меры и не всегда верить своим ушам. – Вы отвечаете за инновации в банковской группе. Что это означает? – Меня часто, как и вы, спрашивают, каким про- дуктом в банке я занимаюсь, почему я создаю цифровые процессы, но всем говорю, что не работаю в ИТ. Мой ответ: я не занимаюсь никаким конкретным бизнесом, поэтому я не бизнес, я не занимаюсь автоматизацией процессов, поэтому я не ИТ. Но я создаю новую финансовую экосистему в стране на основе инновационных цифровых процессов для клиентов и банков, но это будет как для клиентов, так и банков немного в буду- щем, а для нашей банковской группы – чуть рань- ше, чем для всех остальных. Инновации – это сложный путь, чтобы им идти, надо уметь отра- ботать гипотезы, в тесной коллаборации с госу- дарством и регулятором, а также с другими участ- никами проектов. Все, что делает моя команда, часто не существует как продукт/услуга в настоя- щий момент как минимум у нас в России, но для нас инновации – это то, чего нет, нельзя скопиро- вать, но это нужно создать. Мне часто говорят: "В мире этого нет", – я отвечаю: "Значит, мы это сделаем. Почти все невозможное возможно!" В 2017 г. я начал заниматься инновационными проектами, которые сейчас являются абсолютно привычными для всех, а тогда они выглядели как утопическая фантастика. Всегда есть долгоиг- рающие проекты, в которых заложены различ- ные варианты развития в будущем, и есть про- екты, которые уже не ждут своего времени, они нужны сегодня и сейчас. Например, когда насту- пила пандемия и все стали понимать, что необходима дистанционная работа с клиентом, пришло время экстренных инноваций. В мобиль- ном приложении нашего банка за два месяца появились все продукты и услуги, многие из которых можно было получить только через офис банка. Теперь все продукты, которые пред- лагает банк в офисах, он выводит и в цифровые каналы. И не только наш банк, но и все банки пересмотрели, переделали свои приложения, оснастив их полным набором всех продуктов и услуг. Биометрия – это тоже продукт и сложная услуга, который все еще ждет своего часа, и все равно он "выстрелит". Эволюция цифрового мира не сможет обойти стороной никого и ниче- го. Вопрос создания наших цифровых двойни- ков – это вопрос только времени и ничего более. Мы все помним слова из известного фильма: "Вкалывают роботы, а не человек!" Не каждый инновационный продукт имеет гарантированный успех для того, чтобы он сразу стал востребован. Надо тонко понимать мотива- цию людей, дать клиенту его новую модель поведения и объяснить, почему ему нужен дан- ный продукт, почему он должен сейчас его захо- теть получить. Надо уметь предугадывать жела- ния клиента. Мне часто говорят: "Нашим клиен- там не нужны новые продукты и услуги". У меня всегда возникает вопрос: а вы их об этом спра- шивали или вы просто не умеете продавать? Мы за какие-то 30 лет изменили до неузнаваемости мир вокруг нас, и не потребитель это сделал. Мир меняют инноваторы-революционеры и соз- данные ими инновации, которые часто никто и не ждет, но они приходят и становятся очень быстро частью всех нас, нашей жизни. Мы быстро привыкаем к совершенным сервисам цифрового мира, когда у нас с собой всегда в кармане несколько офисов банков и мы можем круглосуточно получать от них услуги. А было ли это еще каких-то пять лет назад? – И напоследок. Дайте совет, как обезопа- сить себя от мошенников в цифровом мире. – Правила очень просты. Что говорят детям? Не разговаривай с чужими, не бери конфету у незнакомого дяди. Когда нам пытаются что-то навязать по телефону – это та же конфета от чужого дяди. Лотерея, которую вы уже выигра- ли, но никогда не играли, и вам осталось только перечислить куда-то 400 рублей – тоже такая конфета. Но почему-то раньше в детстве мы знали, что это нельзя, а сейчас снова сильно хочется верить в сказку и чудо. Мир меняется, и мы должны меняться вместе с ним. Цифровой мир, с одной стороны, стал для нас, потребителей, удобным и комфортным, но есть и другая сторона медали. А там люди, кото- рые были вокруг нас всегда, но сегодня они полу- чили новые совершенные инструменты для соци- альной инженерии, и об этом нужно помнить. n Цифровой рубль – это новые возможности Банк Синара (ранее СКБ-банк) в числе первых кредитных организаций успеш- но провел тестовые операции с цифро- выми рублями Т естовые операции были проведены с использованием прототипа мобильного приложения для физических лиц Банка Синара. В ходе тестирования успешно выполнены базовые операции: открытие кошелька цифрового рубля физического лица, пополнение кошелька за счет безна- личных рублей на счете клиента в Банке Синара, списание с кошелька на счет в банке, переводы между физическими лицами – владельцами кошельков по номе- ру телефона, получение информации о балансе кошелька и список операций по кошельку цифрового рубля. Все распоряжения на выполнение операций с цифровыми рублями формируются с использованием криптографической защи- ты и подписываются пользователем в прило- жении Банка Синара. Эмиссию, хранение и учет цифровых рублей напрямую осуществ- ляет Банк России. "Уверен, что цифровой рубль займет свою нишу и будет таким же удобным и привыч- ным, как наличные в кошельке. Владельцы денег будут иметь возможность с высокой степенью безопасности свободно перево- дить рубли из одной формы в другую. Цифровой рубль создаст новые возможно- сти для государства и бизнеса. Банки полу- чат новую инфраструктуру для переводов, сервисы и новые стимулы для конкуренции за клиентов. Использование смарт-конт- рактов сделает переводы не только про- зрачными, но и снизит возможности неце- левого использования", – отметил Виталий Копысов, директор по инновациям Банка Синара. n Источник: www.sinara-group.com www.secuteck.ru декабрь 2022 – январь 2023 Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru www.telegra.ph

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw