Журнал "Системы Безопасности" № 6‘2022

S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 36 Ключевым инструментом для проверки каче- ства технических средств обеспечения транс- портной безопасности (ТС ОТб) являются инже- нерно-технические, товароведческие эксперти- зы, экспертизы промышленных образцов, в рамках которых дается оценка заявленных про- изводителем технических характеристик кон- кретных единиц поставленного оборудования. Такой подход особо актуален в условиях, когда на рынке нередки случаи обращения контра- фактной продукции, подделки документов, подписей и т.д. Кроме того (и это не шутка), очень схожее по внешним признакам оборудо- вание, имеющееся на российском рынке, можно обнаружить на AliExpress! например, в делах № а65-6446/2019, а65- 25103/2017, а65-31292/2017 аС РТ несколь- ко компаний-поставщиков заключили целый ряд госконтрактов на изготовление и поставку металлодетекторов (МИС), по внешним при- знакам и характеристикам аналогичных МИС другой компании (сайт-двойник с повторением товарного знака, подделка паспортов, подписей и т.д.). Техническая экспертиза выявила, что металлодетекторы являются контрафактными, имеют внешние различия с оригиналами и не были изготовлены по технологии и в условиях производства. Что такое качество ТС ОТБ? Это совокупность свойств, обусловливающих способность ТС ОТб (технических средств обес- печения транспортной безопасности) удовле- творять потребностям и запросам покупателей, соответствовать своему назначению и предъ- являемым к товару требованиям. В отношении технических средств досмотра (ТСД) необходимо отметить, что оборудование, не обладающее техническими характеристиками, обеспечивающими выявление опасных веществ и предметов, запрещенных к перевозке на борту воздушного судна и к перемещению в зону транс- портной безопасности или ее часть, не отвечает требованиям законодательства об авиационной и транспортной безопасности (аТб). Данное заключение прямо следует из законода- тельства об аТб, которое возлагает на субъект транспортной инфраструктуры (СТИ) выявление запрещенных предметов и веществ, определен- ных соответствующими нормативно-правовыми актами (постановление Правительства РФ от 05.10.2020 г. № 1605, приказ Минтранса Рос- сии от 25.07.2007 г. № 104, приказ Минтранса России от 23.07.2015 г. № 227), и предусмот- ренное для этих целей использование ТСД. например, в ч. 7 ст. 12.2 Федерального закона от 09.02.2007 г. № 16-Фз "О транспортной без- опасности" (Фз-16) прямо и однозначно сфор- мулировано: "При проведении досмотра, в соответствии с правилами досмотра, исполь- зуются рентгенотелевизионные, радиоскопиче- ские установки, стационарные, переносные и ручные металлодетекторы, газоаналитическая и химическая аппаратура, а также другие устройства, обеспечивающие обнаружение ору- жия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, в отношении которых установлены запрет или ограничение на пере- мещение в зону транспортной безопасности или ее часть". Резюмируем все требования действующего законодательства об аТб: аэропорт обязан выявлять все опасные вещества и предметы, запрещенные к перевозке на борту воздушного судна и к перемещению в зону транспортной безопасности или ее часть, определенные соот- ветствующими перечнями (раздел X приказа № 227, приложение № 1 к приказу № 104), независимо от их численности, массы, размера, калибра и т.д., а применяемое оборудование должно иметь обнаружительные характеристи- ки, обеспечивающие такое выявление. Обору- дование, не отвечающее данным требованиям, создает все предпосылки для реализации зло- умышленниками террористического акта. Соот- ветственно, принципы установления соответ- ствия досмотрового оборудования определен- ным требованиям в рамках любой системы соответствия должны быть основаны на требо- ваниях законодательства об аТб. например, методика испытаний, в рамках кото- рой для оценки металлодетектора используется магазин патронов, не соответствует законода- тельству об аТб, так как законодательством об аТб на аэропорт возлагается обязанность выявлять в том числе один патрон, который может быть малого калибра. невыявление одного патрона – это уже состав как минимум административного правонарушения. В истории было много попыток создать системы сертификации в гражданской авиации. Стоит отметить, что попытки, предпринимавшиеся ранее, были более реалистичными, например набор верифицируемых параметров в рамках системы добровольной сертификации объ- ектов, обеспечивающих аб, от ФГУП ГоснИИ Га в 2006 г. на сегодняшний день в России не сложилось эффективной системы верификации ТС ОТб, поступающих в обращение на рынок. нет обя- зательной, облеченной в нормативно-правовой акт методологии проверки соответствия ТС ОТб, используемой и производителями, и органами сертификации, и эксплуатантами оборудова- ния, и контрольно-надзорными органами. Как следствие, эксплуатанты оборудования идут двумя путями: 1. Используют чемодан ФГИМ и руководство времен 2001 г. по использованию комплекта тест-объектов для проверки параметров РТИ и МИС. При этом еще в свою бытность данное руководство обязательного характера не носи- ло. Легитимацию данные тест-предметы полу- чили в национальной программе авиационной безопасности (04.04.2019 г.), в которой были упомянуты, хотя к статусу самой программы тоже имеются вопросы. 2. Руководствуются законодательством об аТб. Этот подход видится более логичным. зачем использовать имитаторы, если есть перечень запрещенных предметов и веществ. берите нож и проверяйте МИС реальным ножом. В свою очередь, контрольно-надзорные органы, проверяя СТИ с использованием тест-объектов и тест-предметов, идут другим путем, отличным от того, которым пользуются производитель, орга- ны сертификации и эксплуатант оборудования. Однако, например, в деле № а60-46294/2020 от 03.12.2020 г. суд, отменяя постановления Ространснадзора, указывает, что фактически через КПП пронесен не муляж взрывного устройства, а набор различных материалов и продуктов питания, который не может быть идентифицирован в качестве самодельного взрывного устройства. Интроскоп – рентгеноте- левизионная установка для досмотра – функ- ционально предназначен для выявления взрыв- чатых веществ. Мука в пакете не имеет необхо- димой для запрещенных веществ кристалличе- ской структуры, а телефон и электрические про- вода, проложенные в иной плоскости, в общем объеме упаковки не позволяют техническими средствами идентифицировать данный набор материалов в качестве тест-предмета. Таким образом, событие административного правона- рушения в данной части административным органом не доказано. Судебный кейс №1. Сертификат, предусмотренный ПП РФ№969, не подтверждает качество средств досмотра Под термином "сертификат качества" подразу- меваются разные документы, подтверждающие качество товара в различных системах сертифи- кации. названия могут различаться, но суть данного инструмента одна – подтвердить, что продукция соответствует требованиям той или иной сертификационной системы. Требования могут разниться в зависимости от системы сер- тификации, а также от каждого типа продукции. Сразу отметим, что сертификат, предусмотрен- ный ПП РФ № 969, подтверждает лишь соот- ветствие оборудования требованиям ПП РФ № 969 и не гарантирует заявленных обнаружи- тельных и иных технических характеристик, не подтверждает качество товара в смысле поня- тий, предусмотренных ГК РФ. надлежит диф- ференцировать наличие сертификата, пред- усмотренного ПП РФ № 969, и качество кон- кретных единиц оборудования, поставленных покупателю. Сертификат по схеме № 3 выдается на про- изводство и лишь подтверждает, что держатель сертификата в течение срока его действия спо- собен выпускать оборудование, соответствую- щее требованиям ПП РФ № 969. Фактически поставляемые покупателям единицы оборудо- вания в рамках сертификации по схеме № 3 не проверяются (проверяются условия производ- ства и отобранные образцы в условиях про- изводства). Данные обстоятельства подтвер- ждаются формирующейся судебной практикой (например, дело № а32-2666/2020, аО "Международный аэропорт Сочи"). Покупатель в любом случае не может быть лишен права проверять и оценивать качество товара только на том основании, что ТС ОТб имеют сертификат. Таким образом, для перехода на следующий этап автоматизации досмотра и внедрения систем ИИ необходимо восполнить пробелы и решить про- блемы регулирования предыдущего этапа – должна быть создана эффективная и отвечающая современным реалиям система верификации (чек-система) технических средств обеспечения транспортной безопасности (ТС ОТб), поступаю- щих в обращение на рынок, должна быть единая, последовательная для всех субъектов методоло- гия проверки и реальные тест-предметы. декабрь 2022 – январь 2023 www.secuteck.ru СПЕЦПРОЕКТ ТРанСПОРТная бЕзОПаСнОСТь

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw