Журнал "Системы Безопасности" № 6‘2022

S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 37 Судебный кейс №2. Попытка автоматизировать то, что в силу природных свойств автоматизировано быть не может несмотря на то что, наконец, медленно, но верно формируется судебная практика в отно- шении п. 48, 50, 51 приказа № 227 от 23.07.2015 г. "Об утверждении правил прове- дения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях транспортной без- опасности" (Правила досмотра, приказ № 227), в настоящее время субъекты транспортной инфраструктуры (СТИ) всех видов транспорта либо продолжают получать предписания, содержащие в качестве нарушения п. 48, 50, 51 приказа № 227, либо уже длительное время имеют такие предписания на исполнении. Решением арбитражного суда Ростовской обла- сти от 21.09.2021 г. по делу № а53- 17055/2021 в отношении аО "Международный аэропорт Краснодар" пополнилась судебная практика в пользу СТИ. Предписание Ространс- надзора, вменяющее нарушение приказа № 227 в части выявления химических и биоло- гических агентов, признано судом недействи- тельным и отменено. Корень проблемы И Фз № 16, и приказ № 227 связывают обнару- жение опасных биологических и химических агентов именно с применением средств досмот- ра, прямо указывая, что данные средства долж- ны обеспечивать обнаружение оружия, взрыв- чатых веществ или других устройств, предметов и веществ, в отношении которых установлены запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности или ее часть, и соот- ветствовать требованиям постановления №969. Так, например, объекты досмотра (в том числе физические лица – вылетающие пассажиры, экипажи и т.д.) в соответствии с требованиями приказа № 227 должны быть обследованы, в том числе на предмет шигеллеза, холеры, сибирской язвы, зарина и зомана и т.д. COVID-19 тоже не должен был попасть в РФ, так как в соответствии с логикой приказа № 227, раздел 3.3.3, СТИ должны выявлять ко всему прочему такие биологические агенты, как "грипп, пневмония" и "другие вирусные пневмонии". Однако реальность доказала обратное: ПЦР-тест требует времени. Принятое впоследствии решение о создании лабораторий биологической безопасности (проект "Санитар- ный щит") лишь подтверждает изначальную абсурдность идеи о возложении на СТИ обязан- ности по выявлению опасных биологических и химических агентов. Стоит ли говорить о возможности выявления в реальных условиях производственного про- цесса в аэропорту холеры, сибирской язвы, чумы с помощью неких средств досмотра? без- условно, нет. Об этом говорят все без исключе- ния отраслевые предприятия с момента приня- тия Минтрансом приказа № 227. Выявить опас- ные агенты без забора биоматериалов, без про- ведения соответствующих диагностических мероприятий и вне условий специализирован- ных лабораторий невозможно. Ситуация с выявлением опасных химических агентов, например зарина, зомана, VX и других опасных веществ, тоже не лишена подобной проблематики. Это, по сути, боевые отравляю- щие вещества (бОВ)! Если отступить от юриспруденции и обратиться к логике и законам науки, то смертельная доза зарина, как отмечают специалисты, – 0,001 г на человека (!), а смертельная доза VX (этот нерв- но-паралитический газ СТИ тоже обязаны выявлять!) еще на порядок меньше, чем у зари- на, – 0,0001 г. Это значит, что для отравления 100-тысячного города достаточно 10 г такого вещества (конечно, если оно попадет в орга- низм). Пример приведен для иллюстрации ток- сичности и минимальности дозы, необходимой для необратимых последствий. Особенное недоумение вызывает и тот факт, что 27.09.2017 г. Россия завершила ликвидацию своего арсенала химического оружия (напомню, приказ № 227 издан 23.07.2015 г.). В частно- сти, 12.06.2017 г. в России завершились работы по уничтожению запасов бОВ зарина, а ранее Минобороны отчиталось об уничтожении всех имевшихся запасов иприта, зомана и других бОВ. Уничтожение бОВ проводилось в рамках обязательств России по международной конвен- ции о запрещении химического оружия. Тогда возникает логичный вопрос: как бОВ, которые в соответствии с международными обязательства- ми полностью уничтожены в России в 2017 г., продолжают оставаться в приказе № 227? Как тестировалось в условиях производства и в условиях эксплуатации оборудование, якобы обеспечивающее выявление данных опасных химических агентов и предлагаемое в настоя- щее время в гражданском обороте? Коммуникация с органами государственной власти В целях исполнения предписаний ООО "аэро- динамика", будучи единоличным исполнитель- ным органом аО "Международный аэропорт Краснодар" и аО "Международный аэропорт Сочи", неоднократно обращалось в различные органы государственной власти, организации, научно-исследовательские институты и учреж- дения с запросами о разъяснении способов выявления опасных биологических агентов в условиях проведения досмотровых мероприя- тий в аэропорту, а также в части наличия поставщиков оборудования (средств досмот- ра), обеспечивающих выявление предметов и веществ, содержащих опасные радиоактивные, химические, биологические агенты. ООО "аэродинамика" за период 2017–2020 гг. было направлено около 60 соответствующих обращений, в том числе в орган, выдавший предписание, с просьбой разъяснить способ его исполнения в части нарушения п. 48, 50, 51 приказа № 227. Так, еще в 2017 г. на запрос ООО "аэродинамика" о методах выявления опасных биологических агентов, включенных в раздел 10 приказа№227, Государственный научный центр прикладной микробиологии и биотехнологии пояснил, что в настоящее время отсутствуют технические воз- можности бесконтактного обнаружения материа- ла, перечисленного в разделе 3.3 гл. 10 приказа №227. Продолжительность таких исследований, проводимых в экстренном порядке, составляет не менее трех дней. Стандартное время проведения подобных исследований составляет 15 дней. Соответственно, в ходе проведения досмотровых мероприятий в аэропорту использовать суще- ствующие методы, обеспечивающие надлежащее выявление, распознавание и идентификацию Пба, невозможно. не на все Пба имеются экс- пресс-тест-системы, но и они могут дать предва- рительный результат не ранее двух часов. Кроме того, эти работы требуют специальных условий и подготовленных специалистов. Лаборатории, в которых проводятся такие работы, должны быть обеспечены инженерными системами био- логической безопасности с ежегодным контро- лем и сертификацией, а все сотрудники, рабо- тающие с микроорганизмами, должны находить- ся под постоянным медицинским наблюдением и проведением вакцинации. Обнаружить Пба, а тем более распознать и идентифицировать их в короткие сроки, невозможно, равно как невоз- можно существующие методы, обеспечивающие надлежащее выявление, распознавание и иден- тификацию Пба (чего требует приказ № 227), использовать в ходе проведения досмотровых мероприятий в аэропорту. Таким образом, технических средств обеспече- ния транспортной безопасности (средств досмотра), обеспечивающих выявление, обна- ружение и распознавание предметов и веществ, указанных в перечнях, в частности опасных био- логических агентов, не существует. www.secuteck.ru декабрь 2022 – январь 2023 СПЕЦПРОЕКТ ТРанСПОРТная бЕзОПаСнОСТь Выявление опасных химических и биологических агентов при досмотре – одна из сложных задач www.rp-online.de

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw