Журнал "Системы Безопасности" № 6‘2022
S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 41 www.secuteck.ru декабрь 2022 – январь 2023 СПЕЦПРОЕКТ ТРаНСПОРТНая бЕЗОПаСНОСТь l Специалисты по категорированию, проведе- нию оценки уязвимости и разработке планов обеспечения транспортной безопасности. Метрополитен аккредитован в качестве спе- циализированной организации. l Специалисты по обеспечению пропускного и внутриобъектового режима на всех наших объектах. Суммарно штатная численность подразделения транспортной безопасности ГУП "Московский метрополитен" вплотную подобралась к 10 тыс. человек – мы уже почти целая дивизия. И судя по планам развития Московского транспортно- го узла, это далеко не предел. Учебный центр для работников Для обучения и повышения квалификации лич- ного состава создан собственный учебный центр. Реализована технология 100%-ного обучения всех работников подразделения транспортной безопасности еще до устройства в штат (выплачивается стипендия по учениче- скому договору, сдаются выпускные экзамены). Затем работник направляется на аттестацию и приступает к работе. По сути, аттестация носит постоянный характер, так как, помимо посто- янного увеличения размеров объекта, суще- ствует естественная ротация кадров, а также неизбежная переаттестация в зависимости от категории сил. Нам бы хотелось совместить на базе своего учебного центра как функции подготовки работников сил обеспечения транспортной без- опасности, так и их последующую аттестацию, но пока действующая нормативная база нам этого не позволяет. По нашему мнению, гораздо выгоднее один раз вложиться в оборудование специальных классов с надлежащим уровнем технического контроля за проведением экзаме- нов, нежели ежегодно отыгрывать конкурс для привлечения стороннего контрагента. Приведу пример. Как отмечалось выше, ГУП "Московский метрополитен" аккредитовано в качестве специализированной организации и реализует весь комплекс мероприятий по категорированию, проведению оценок уязви- мости и разработке планов обеспечения транс- портной безопасности собственными силами. В соответствии с действующими требованиями Московским метрополитеном разработаны шаблоны основных документов, и мы не только успешно защищаем их в компетентном органе, но и уже делимся ими с другими метрополите- нами, если они их запрашивают. Интеграция специализированной организации в структуру субъекта транспортной инфраструктуры, с одной стороны, значительно упростила про- цедуру сбора и актуализации данных о наших объектах (не требуется проводить конкурент- ные процедуры под каждый новый или рекон- струируемый объект), а с другой – позволила увеличить глубину проработки, провести совместно со специалистами компетентного органа "расшивку" узких мест, выработать еди- ный взгляд на методы реализации требований федерального законодательства в области обеспечения транспортной безопасности в условиях массового пассажиропотока (более 8 млн человек в день) и непрерывной работы предприятия. Наличие специализиро- ванной организации стало огромным под- спорьем при вступлении в действие новых требо- ваний (24.10.2020 г.) по обеспечению транс- портной безопасности (ПП от 08.10.2020 г. № 1641 и № 1633), когда потребовалось проведение повторной оценки уязвимости с последующим внесе- нием изменений в планы обеспечения транспортной безопасности по всем нашим категорированным объектам. По нашему мнению, это оптимальная интегра- ция процесса исполнения требований в рамках одного субъекта транспортной инфраструктуры. Техническая оснащенность объектов средствами обеспечения транспортной безопасности Огромное значение для обеспечения транспорт- ной безопасности и антитеррористической защищенности объектов имеет техническая вооруженность. В Московском метрополитене, в том числе в рамках первого этапа Комплекс- ной программы обеспечения безопасности населения на транспорте, была заложена суще- ственная материально-техническая база осна- щения объектов метрополитена современными системами безопасности. Техническими средствами обеспечения транс- портной безопасности оснащены все вестибюли станций Московского метрополитена. С учетом требований к строящимся объектам и их про- ектированию все новые станции Московского метрополитена в отношении транспортной без- опасности сдаются практически под ключ: мы получаем полностью оборудованные досмотро- вые зоны, необходимые помещения, системы видеонаблюдения. Наша основная задача при открытии новых станций – проверить работу технических средств обеспечения транспортной безопасности, настроить аппаратуру и выста- вить подготовленный и аттестованный персонал подразделения транспортной безопасности. На всех вестибюлях станций метрополитена размещено досмотровое оборудование. Уста- новленная техника позволяет осуществлять сплошной контроль входящего пассажиропото- ка и выявлять в ходе досмотровых операций основные запрещенные предметы и вещества. Ежедневно дополнительный досмотр проходят порядка 500 тыс. пассажиров, обследуется 250 тыс. единиц багажа, выявляется 800–900 потенциально опасных предметов. Мы имеем положительную динамику как в части отноше- ния пассажиров к нашей работе, так и в умень- шении количества нарушений при перевозке запрещенных предметов и веществ. Эту же тен- денцию подтверждает и анализ статистики пра- воохранительных органов, показывающий, что количество уголовных и административных правонарушений начиная с 2015 г., когда на станциях заработал полноценный входной контроль, снизилось более чем в два раза. Интеллектуальные технологии для снижения криминогенной обстановки В ГУП "Московский метрополитен" организован центр управления обеспечением транспортной безопасности, куда поступает информация со всех систем видеонаблюдения метрополитена и городских камер ЕЦХД, установленных в непосредственной близости от вентиляцион- ных шахт, вестибюлей и электродепо. На объектах метрополитена создана интеллек- туальная система видеонаблюдения, которая включает в себя более 18 тыс. камер. Продол- жается замена устаревших аналоговых камер, размещенных на платформах станций, на циф- ровые, а также модернизируются системы конт- роля прохода в тоннель и управления доступом. Во всех электродепо старой постройки осу- ществляется реконструкция КПП: разворачи- ваются современные досмотровые зоны, прово- дится реконструкция ограждений, в том числе открытых участков перегонов. С сентября 2020 г. в вестибюлях станций введе- на система биометрической идентификации с использованием порядка 5 тыс. камер, установ- ленных на турникетах. Она уже доказала свою эффективность, так как с начала ее использова- ния правоохранительным органам удалось задержать несколько тысяч человек, находя- щихся в розыске по тем или иным причинам. При этом в данном проекте метрополитен напрямую не участвует, так как не является орга- ном, уполномоченным осуществлять оператив- но-розыскную деятельность. Но мы всецело приветствуем такую работу и видим одним из положительных результатов устойчивое сниже- ние криминогенной обстановки на наших объ- ектах. Безопасность пассажиров – главный приоритет В реалиях сегодняшнего дня вопросы обеспече- ния транспортной безопасности актуальны как никогда. Сложная международная обстановка, новые угрозы и вызовы, как внешние, так и внутренние, требуют от нас максимальной концентрации сил и внимания на задачах обес- печения безопасности наших пассажиров, кото- рые, безусловно, имеют для нас наивысший приоритет. n Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru www.v-izm.mos.ru
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw