Журнал "Системы Безопасности" № 6‘2022
S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 42 М ы являемся свидетелями глобальной перестройки российской ИТ-индустрии. Современные реалии работы ИТ-инфраструкту- ры предоставляют как вызовы, так и существен- ные возможности развития. Данная статья отра- жает взгляд авторов, а также их видение про- цессов, методических подходов к перестройке ИТ-инфраструктуры и поддержанию ее надеж- ной работоспособности и безопасности в совре- менных условиях. Вызовы и возможности для отечественной сферы ИТ Серьезный сдвиг, произошедший в мировой геополитике в 2022 г., обусловил возникнове- ние следующих вызовов: 1. Уход с рынка Российской Федерации практи- чески всех западных поставщиков программно- го обеспечения (ПО), информационных серви- сов и оборудования. 2. Фактический отказ от исполнения действую- щих договорных обязательств по оказанию тех- нической поддержки ранее поставленного про- граммного обеспечения и оборудования. 3. Отсутствие достаточного количества инфор- мации о конкурентоспособных отечественных аналогах ушедших продуктов, решений и сер- висов зарубежных поставщиков. Потребность компаний и организаций в сохра- нении и поддержании работоспособности ИТ- инфраструктуры на высоком уровне открыла "окно возможностей" для отечественных вендо- ров и создала предпосылки для: l более массового использования отечествен- ных продуктов и решений, которое в перспек- тиве повлечет взрывное развитие их функ- циональности; l развития внутренних компетенций ИТ-команд по вопросам эксплуатации и технического обслуживания/поддержки; l появления на рынке принципиально новых продуктов, решений и платформ. Вызовы и появившиеся возможности сказы- ваются на порядке проведения работ по обес- печению функционирования ИТ-инфраструкту- ры любой организации и предприятия. Оптимизация или консервация? В настоящее время специалисты ИТ-подразде- лений занимаются активным поиском ответа на один из вечных и исконно русских вопросов – "Что делать?". Оптимизировать? Если да, что конкретно? была ли до сегодняшней ситуации работа подразделения на должном уровне? Консервировать? Как? Целиком или фрагмен- тально? Если часть, то как ее выбрать? Ход мыслей и направление работ по решению данной задачи в каждой отдельной организации могут быть абсолютно разными. Вместе с тем для поддержания должного уровня работоспособно- сти и замещения иностранного ПО следует: l четко понять, в каком направлении проводить оптимизацию; l определить, какие информационные сервисы и системы необходимо перевести на отече- ственные программные средства; l сохранить существующий уровень сервиса для пользователей, не забывая при этом про необходимость их дальнейшего развития; l не утратить сформированные меры информа- ционной безопасности автоматизированных систем. Если сохранить уровень сервиса для пользова- телей невозможно, то необходимо принимать решение о консервации системы на достигну- том уровне. Основываясь на материалах большого количе- ства мероприятий (конференций, семинаров и сборов) по вопросам замещения иностранного ПО, можно сделать вывод, что методический подход к решению рассматриваемой проблемы уже сформировался и выглядит следующим образом: Шаг 1. Проведение инвентаризации всех (мак- симально всех) информационных систем и сер- висов, используемых организацией. Шаг 2. Распределение всех используемых систем и сервисов по классам/типам. напри- мер, базовые (домен, платформа виртуализа- ции), общие (корпоративная электронная почта, внутренний портал информационного взаимодействия) и корпоративные (примени- тельно к бизнес-единицам и структурным под- разделениям) информационные системы. Шаг 3. Определение критичности систем и сер- висов для обеспечения функционирования организации или предприятия. Шаг 4. Экспертным, а зачастую эксперимен- тальным, путем для каждой системы и каждого сервиса выбрать аналог и направление дей- ствий для перехода. Шаг 5. на базе полученной информации про- вести формирование портфеля проектов по вопросам замещения иностранного ПО и его практическую реализацию. Перевод каждой из информационных систем на отечественное ПО – это всегда исключительно индивидуальная работа, по итогам которой получается готовый продукт. В данном случае под продуктом понимается уже работающая информационная система, реализующая все функциональные возможности ранее суще- ствующей системы, но на отечественном ПО. Компетенции специалистов значительное время в рамках замещения ино- странных продуктов уходит на подбор решения для внедрения (шаг 4 в указанном ранее мето- дическом подходе). В этом году мы все начали работать по-другому. Теперь отсутствует возможность решать бизнес- задачи, используя готовые "коробочные" про- дукты. Приходится подбирать решения из суще- ствующих на рынке и затем реализовывать функционал на базе их возможностей. не все- гда получается это сделать с первой попытки, но от успеха выполнения работ по подбору отече- ственных решений зависит стратегия выжива- ния и развития ИТ-инфраструктуры в условиях замещения иностранных программных продук- декабрь 2022 – январь 2023 www.secuteck.ru СПЕЦПРОЕКТ ТРанСПОРТная бЕзОПаСнОСТь Сергей Симонов Заместитель генерального директора ФГУП "Росморпорт" Павел Босенко Начальник Управления ИТ ФГУП "Росморпорт" ИТ-инфраструктура госкомпаний в современных условиях Как замещать иностранное ПО и эффективно поддерживать работу Современный мир постоянно предъявляет всем нам новые и новые вызовы. Одним из них стала резко обострившаяся ситуация в сфере информационных технологий, связанная с уходом с российского рынка зарубежных компаний и востребованных ИТ-решений. В сложившихся обстоятельствах вопросы импортозамещения, импорто- опережения и масштабного выхода на рынок Российской Федерации программных продуктов и аппаратных решений отечественных производителей приобретают небывалую до недавнего времени актуальность. Возрастает и важность оказания поддержки работ по замещению иностранного программного обеспечения и созда- нию отечественных программных продуктов со стороны государства
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw