Журнал "Системы Безопасности" № 6‘2022
S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 44 В соответствии с Градостроительным кодек- сом Российской Федерации метрополитен относится к особо опасным и технически слож- ным объектам (п. 4.1 СП 120.12220.2012). В соответствии с реестром категорированных объектов транспортной инфраструктуры ком- петентного органа в сфере обеспечения транспортной безопасности в области метро- политенов (Федеральное агентство железно- дорожного транспорта (Росжелдор) станции метрополитена относятся к объектам 1-й категории безопасности. Поэтому, с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий, застройщик объекта транспортной инфра- структуры присваивает вновь строящимся станциям Московского метрополитена пред- варительную 1-ю категорию по транспортной безопасности. Для выполнения требований постановления Правительства РФ от 08.10.2020 г. № 1641 "Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требо- ваний к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объ- ектов внеуличного транспорта (в части метро- политенов)" п. 5 подп. 28, об установлении кон- фигурации и границ зоны транспортной без- опасности и критических элементов объекта метрополитена, проектировщик, в соответствии с объемно-планировочными решениями и функциональным назначением станций метро- политена, прилегающих перегонов, вентиля- ционных выходов и др. критических элементов, в соответствии с техническим заданием заказ- чика, а также ориентируясь на свой опыт, выполняет схемы зон транспортной безопасно- сти, границ секторов зон транспортной безопас- ности (Тб) и зон контрольно-пропускного пунк- та (КПП): l Для станций зона Тб располагается от линей- ки турникетов по входу и выходу и раздели- тельных барьеров, препятствующих проник- новению в зону транспортной безопасности до границ станции. l Для перегонов зона Тб располагается от гра- ницы станции (начало перегона) до границы станции (конец перегона) и распространяется на площади всего перегона. l зона КПП станции метрополитена – это часть вестибюля от входных и выходных дверей до линейки турникетов и разделительных барьеров. l Сектор свободного доступа зоны Тб – это часть зоны Тб, на которой в отношении про- ходящих физических лиц и (или) проносимых грузов, багажа, ручной клади, личных вещей либо перемещаемых животных или иных материально-технических объектов (далее – объект досмотра) проводится досмотр, дополнительный досмотр и повторный досмотр, а выявление у физических лиц пра- вовых оснований для прохода не требуется. l Технологический сектор зоны Тб – это часть зоны Тб, допуск в которую ограничен для пас- сажиров и осуществляется по пропускам уста- новленных видов для персонала и посетите- лей объекта метрополитена, с учетом запрета или ограничения на предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения. Досмотровая зона В приказе Министерства транспорта РФ № 227 "Об утверждении Правил проведения досмот- ра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности" в ст. 13 указан перечень предме- тов и веществ, запрещенных или ограниченных в перемещении в зоне транспортной безопас- ности: огнестрельное и холодное оружие, взрывчатые вещества, опасные радиоактивные агенты, опасные химические агенты и опасные биологические агенты. Для выявления перечисленных запрещен- ных предметов и веществ в вестибюлях станций Московского метрополитена при проектировании организовывается в зоне КПП досмотровая с установленным в ней оборудованием: l стационарная двухпроекционная досмотро- вая рентгеновская установка конвейерного типа для досмотра грузов и ручной клади; l портативный обнаружитель следов и паров взрывчатых веществ; l портативные идентификаторы химических и биологических агентов; l аппаратура подавления радиолиний управле- ния взрывными устройствами; l портативный металлодетектор. По количеству входных дверей вестибюля уста- навливаются стационарные арочные металло- детекторы. Для ограничения прохода пассажи- ров в вестибюли, минуя проход через стацио- нарные арочные металлодетекторы, пред- усмотрены заградительные барьеры. Для пас- сажиров с кардиостимуляторами, имеющих противопоказания для прохода через металло- детекторы, предусмотрена калитка с кнопкой вызова сотрудника службы безопасности мет- рополитена. Радиационные мониторы автоматизированного комплекса радиационного контроля устанавли- ваются в вестибюле над входной группой две- рей. Видеокамеры автоматизированного ком- плекса радиационного контроля устанавли- ваются в вестибюле на рамочных металлодетек- торах. декабрь 2022 – январь 2023 www.secuteck.ru СПЕЦПРОЕКТ ТРанСПОРТная бЕзОПаСнОСТь Галина Кузьмина Главный специалист ОАО "НИПИИ "Ленметрогипротранс" https://img-fotki.yandex.ru/ Проектирование систем пропуска и досмотра на метрополитене Научно-исследовательский и проектно-изыскательский институт ОАО "НИПИИ "Лен- метрогипротранс" занимается разработкой документации для строительства метро- политенов, железнодорожных и автодорожных тоннелей. Наш коллектив с 2013 г. выполняет работы для ГУП "Московский метрополитен", впервые внедряя инженерные решения для систем транспортной безопасности. В настоящее время по проектам института построены и введены в эксплуатацию девять станций Калининско-Солн- цевской и Кожуховской линий, сейчас ведется строительство четырех станций вос- точного участка третьего пересадочного контура – "Текстильщики", "Печатники", "Нагатинский затон", "Кленовый бульвар"
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw