Журнал "Системы Безопасности" № 6‘2022

S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 45 В вестибюле или в зоне досмотра устанавлива- ется взрывозащитный контейнер для временно- го хранения взрывчатых веществ, изъятых у пассажиров. на границе КПП и сектора свободного доступа устанавливаются турникеты и кабина контрол- лера автоматических пропускных пунктов. Про- пуск физических лиц осуществляется по пере- возочным документам – проездным билетам и служебным пропускам – бесконтактным смарт-картам. Биометрия в пропускной системе В июне 2021 г. Московским метрополитеном были разработаны актуализированные Техни- ческие требования на проектирование автома- тизированной системы оплаты проезда для объектов метрополитена, в которых акцент пропускной системы делается на пропуск по биометрическому признаку – геометрии лица (Face Pay). Видеокамеры для биометрического распознавания физических лиц (так называе- мой видеоидентификации) и блок световой индикации устанавливаются в модуле расши- рения турникетного комплекса видеонаблюде- ния при проходе в двух направлениях – входа/выхода из турникета. Оплату и автоматический контроль прохода пассажиров через турникеты можно осуще- ствить посредством идентификации человека модулем видеофиксации, установленным в корпусе турникета, и списания средств со счета идентифицируемого. В этом случае день- ги на счет пассажира для оплаты проезда долж- ны поступать заранее. При отсутствии денег на счете произойдет предупреждение пассажира об отсутствии средств и запрет на проход через турникет. Информация о пассажире хранится в базе дан- ных на электронном носителе. Предприятие само будет обеспечивать защиту баз данных от доступа к ней любых лиц, за исключением упол- номоченных федеральными органами исполни- тельной власти, что позволит при прохождении через турникет отслеживать подозрительных лиц, а также лиц, находящихся в розыске. С июля 2021 г. в ГУП "Московский метрополи- тен" проводилось тестирование данной систе- мы. а с 15 октября 2022 г. на всех линиях и станциях московского метро, а это более чем 240 станций, система Face Pay заработала в полном масштабе. Пока подключение пассажи- ров к сервису является добровольным, с сохра- нением возможности других способов оплаты. В перспективе же для пропуска пассажиров предполагается использовать систему оплаты проезда максимально без участия кассиров. СКУД в технологическом секторе В технологическом секторе зоны Тб пропусками установленных видов для персонала являются служебные бесконтактные смарт-карты, а для посетителей объекта метрополитена – разовые пропуска cистемы контроля и управления доступом. В соответствии с постановлением Правительства РФ № 1641 от 08.10.2020 г. и установленной предварительной 1-й катего- рией ОТИ в Московском метрополитене опре- деление соответствия постоянного пропуска предъявителю выполняется с применением биометрического устройства на контрольно- пропускных пунктах и на границе технологиче- ского сектора зоны транспортной безопасности, а также критических элементах объекта метро- политена – в так называемых точках прохода. на каждой точке прохода границ зон транспорт- ной безопасности устанавливаются: l считыватели бесконтактных смарт-карт с био- метрическим модулем, тип биометрического идентификатора – отпечаток пальца; l контроллеры в комплекте с корпусом и бло- ком питания; l электромеханические замки; l иное оборудование. на каждой точке прохода внутри зоны техноло- гического сектора устанавливаются: l считыватели бесконтактных смарт-карт; l контроллеры в комплекте с корпусом и бло- ком питания; l электромагнитные замки; l иное оборудование. на границе технологического сектора и в ПУОТб двухфакторные считыватели СКУД устанавли- ваются с внешней и с внутренней стороны двери: биометрическая идентификация и бес- контактная смарт-карта. Внутри технологического сектора зоны Тб уста- навливается однофакторный считыватель для работы с картами бСК: l в помещениях с внешней и внутренней сторо- ны двери, где более одного входа/выхода; l в помещениях с внешней стороны двери, с одним входом/выходом (входы касс, ДПС, медпункты и машинные залы эскалаторов), а также в холлах лифтов, ведущих в кассовый зал до турникетов. Контроллер осуществляет распознавание субъ- екта по присущему ему идентификационному признаку, хранящемуся на бСК, или по комби- нации бСК и биометрических данных. Действия в случае ЧС или несанкционированного доступа В экстренных случаях для обеспечения эвакуа- ции со стороны выхода из защищаемого поме- щения устанавливается кнопка аварийного выхода, при нажатии которой происходит раз- мыкание цепи питания замка, что позволяет открыть дверь изнутри защищаемого помеще- ния. В случае пожара прерывание питания замков происходит в автоматическом режиме. на границах зон транспортной безопасности устанавливаются электромеханические замки, которые в случае потери питания позволяют открыть дверь изнутри защищаемого помеще- ния и осуществить эвакуацию персонала, в то время как снаружи в защищаемое помещение можно будет попасть только по ключу, что поз- волит сохранить функцию обеспечения без- опасности объекта. В соответствии с ГОСТ 31471–2011 для эвакуа- ции пассажиров в случаях чрезвычайных ситуа- ций эвакуационные двери оборудуются элек- тромеханическими замками с горизонтальной планкой "антипаника", расположенной по ширине полотна дверного блока. Дверь откры- вается в сторону эвакуации путем нажатия на планку. С обратной стороны двери устанавли- вается биометрический считыватель, обеспечи- вающий запрет на несанкционированное про- никновение. Дистанционное открытие дверей выполняется диспетчером с аРМ СКУД на ПУОТб станции. Двери на вход с улицы в лифтовые павильоны, а также двери в помещения безопасности МГн на платформе для укрытия в случае ЧС обору- дуются электромагнитным замком, считывате- лем на вход и кнопкой на выход из помещения, однако эти точки прохода программируются таким образом, чтобы во время работы станции вход был свободным, без идентификации, а в остальное время – по считывателю или ключу. В помещениях венткиосков предусматривается установка однофакторного считывателя для контроля прибытия персонала метрополитена. Двери, люки, ворота на границе технологиче- ского сектора зоны Тб, которые технически невозможно оборудовать СКУД, а также окна наземных зданий метрополитена защищаются системой охранной сигнализации (ОС). ОС оборудуются и критические элементы объекта метрополитена – все киоски вентиляционных шахт, вентстволы, сами вентканалы, вплоть до дверей, ведущих непосредственно в тоннели. Каждый сигнал идентифицирован: по порядку срабатывания датчиков можно определить направление, в котором движется нарушитель. В двухпутных тоннелях также контролируются все точки проникновения в вентканал тоннеля. www.secuteck.ru декабрь 2022 – январь 2023 СПЕЦПРОЕКТ ТРанСПОРТная бЕзОПаСнОСТь С 15 октября 2022 г. на всех линиях и станциях московского метро заработала система Face Pay https://www.ixbt.com

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw