Журнал "Системы Безопасности" № 6‘2022
S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 46 Для контроля прохода в сам тоннель существует система контроля прохода в тоннель (СКПТ). СКПТ – это комплексная система, обеспечиваю- щая, кроме непроникновения посторонних лиц в тоннели через тоннельные посты (ТП) и вен- тиляционные шахты, еще и точное местонахож- дение сотрудника, допущенного к работе в тон- неле. Позиционирование сотрудника опреде- ляется с помощью временного RTLS-пропуска, выдаваемого сотруднику через терминал выда- чи пропусков. Для обеспечения визуального контроля лиц, не имеющих электронные пропуска на основе бес- контактной смарт-карты, а также лиц, не имею- щих права доступа по имеющимся бСК, снаружи защищаемого помещения на дверях, ведущих к помещению ДПС, у входов в кассовые блоки вестибюлей, у входов в помещения постов полиции устанавливаются вызывные панели видеодомофона. Видеомониторы устанавли- ваются в самом помещении у входных дверей ДПС, кассовых блоков и постов полиции. Видео- архив доступен в течение 30 суток. В помеще- нии старшего кассира вестибюля также допол- нительно устанавливается переговорная трубка. Для оперативного управления пропускными системами и отображения информации о их состояниях устанавливаются: l аРМ ПУОТб на посту управления обеспечени- ем транспортной безопасности станции; l аРМ ПУОТб ГУП "Московский метрополитен" пункта управления обеспечением транспорт- ной безопасности на Московском метрополи- тене. Проектом предусматривается возможность передачи данных уполномоченным подразде- лениям органов Федеральной службы без- опасности Российской Федерации (ФСб Рос- сии), Министерству внутренних дел Россий- ской Федерации (МВД России) и Федераль- ной службе по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) в соответствии с порядком передачи данных, а также на ПУОТб (пункт управления обеспечением Тб) Московского метрополитена. Решения по пропускной системе на Московском метрополитене постоянно совершенствуются и дополняются новыми техническими требова- ниями. В июле 2021 г. вышел новый документ "Технические требования на проектирование системы контроля и управления доступом для объектов метрополитена" (далее ТТ СКУД), в котором появились нововведения. Организа- ция доступа в помещения теперь должна быть выполнена с использованием по обе стороны границ транспортной безопасности биометри- ческого устройства для идентификации по гео- метрии лица. Сложности проектирования и исполнения требований К сожалению, мы сталкиваемся со сложностями не только при исполнении нормативной базы, но и со сложностями в техническом исполне- нии. например, в новых ТТ СКУД указано, что двухфакторные считыватели бесконтактных карт с биометрическим модулем (геометрия лица) и блоком питания должны быть в едином корпусе со степенью защиты корпуса IP54, также контроллер – в корпусе со степенью защиты IP65. Решение достаточно практичное и эстетичное, особенно у точек прохода в вести- бюлях и на платформе метрополитена, но, к сожалению, заложить такое оборудование сейчас в проекте невозможно, так как на рынке РФ такие устройства отсутствуют. Еще одна проблема, с которой мы столкнулись при проектировании, – это отсутствие электро- механических замков российского производ- ства с необходимыми по техническим требова- ниям ГУП "Московский метрополитен" характе- ристиками. нами был найден единственный замок, кото- рый соответствовал требуемым техническим характеристикам, – это замок фирмы Abloy производства Финляндии. но цена одного тако- го замка составляет более 70 тыс. рублей. В итоге дверь получается по цене более 140 тыс. рублей, а окончательная сумма на серию дверей на одну станцию становится совершенно небюджетной. а сейчас, в период санкций, данный замок купить стало вообще невозможно. Проблемой стало отсутствие необходимых охранных извещателей (педали, кнопки, вибра- ционные, объемники, шторы) и оповещателей (звуковые и светозвуковые), имеющих обяза- тельный сертификат соответствия постановле- нию Правительства РФ № 969 от 26.09.2016 г. Компании-изготовители принципиально отка- зываются проходить сертификацию, так как ее стоимость не окупается малыми объемами закупок для объектов Тб. Решением этой про- блемы могло бы быть, например, исключение данного оборудования из требований по серти- фикации или субсидирование предприятий на прохождение данной сертификации. Решаем трудности вместе Мы приглашаем российских производителей, заинтересованных в наших проектах по оснаще- нию ОТИ биометрическими считывателями, электромеханическими замками с технически- ми характеристиками, соответствующими тре- бованиям Московского метрополитена, к сотрудничеству. Предлагаю также ввести определение "пред- варительная оценка уязвимости" в постанов- ление Правительства РФ от 31.12.2020 г. № 2418. Выполнять предварительную оценку уязвимости необходимо перед началом про- ектирования систем обеспечения транспорт- ной безопасности ОТИ. Данное решение тре- буется для полноценного и достоверного оснащения техническими средствами ОТИ с учетом всех предполагаемых угроз соверше- ния актов незаконного вмешательства на ОТИ и критических элементах перед началом про- ектирования, а также в дальнейшем для исключения ошибок и проблем, связанных с дооснащением ОТИ техническими средствами после окончания строительства. Считаю, опираться только на опыт проектиров- щика и заказчика – недостаточное решение. n декабрь 2022 – январь 2023 www.secuteck.ru СПЕЦПРОЕКТ ТРанСПОРТная бЕзОПаСнОСТь Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru Центр управления обеспечением транспортной безопасности Московского метрополитена https://avilex.ru/project/182/ Входная зона Петербургского метрополитена https://rapsinews.ru/
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw